Что делает кинорежиссер. Профессия режиссер. Режим: “Все включено”

Должностная инструкция положена для каждой профессии. Не будет тут исключением и помощник режиссера. Помреж в творческой среде. Мы с вами разберем профессию с "технической" точки зрения - должностные обязанности, требования к специалисту. А в заключение познакомимся с мнением о своей работе уже состоявшихся помрежей.

Две категории деятельности

Помощник режиссера - специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант - среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению "культура" или "искусство", то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино - квалификационная профессиональная группа "Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена". Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Требования к соискателю

Хоть помощник режиссера - творческая деятельность, требования к специалисту достаточно конкретные и четкие. Помреж обязательно должен знать:

  • Законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность учреждение исполнительских искусств.
  • Структуру организации, на вакансию которой гражданин откликнулся.
  • Особенности творческого и организационного процесса в учреждении работодателя.
  • Основы актерского мастерства, режиссуры, музыкальной грамоты, вокального, хореографического, хорового искусства, а также сценического и музыкального сопровождения постановок.
  • Оборудование сцены, ее общее устройство.
  • Основы сценических технологий, управления и экономики - касаемо области исполнительских искусств.
  • Организацию технического и материального обеспечения относительно творческого процесса.
  • Главные правила управления персоналом.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила рабочего внутреннего распорядка в организации, куда устраивается соискатель.
  • Нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии и проч.

Главные обязанности и задачи

Вакансия "помощник режиссера" определяет три основные функции специалиста:

  • Непосредственное участие в организации и планировании постановок.
  • Составление планов репетиций, расписаний, что подразумевает также и вызов для участия требуемых специалистов. Сюда входит не только организация, но и учет творческой деятельности.
  • Обеспечение как репетиций, так и постановок всеми требуемыми материалами и реквизитом.

Должностные обязанности

Должностные обязанности помощника режиссера - это следующие трудовые функции:

  • Непосредственное участие в организации и планировании как новых постановок, так ранее представленных.
  • Выполнение поручений режиссера-постановщика касаемо подготовительного периода организации постановки.
  • Участие в составлении репетиционных планов, графиков, расписаний новой постановки.
  • Обеспечение всеми необходимыми материалами репетиций.
  • Обеспечение репетиций всем требуемым реквизитом - мебелью, декорациями, музыкальными инструментами, элементами фонового шумового оформления, фонограммами.
  • Вызов артистов, суфлера и иных специалистов на репетиции.
  • Во время проведения репетиций - ассистент режиссера-постановщика.
  • По графику, установленному в данном учреждении исполнительского искусства, дежурство на репетициях, спектаклях, представлениях и концертах.
  • Проведение отдельных репетиций, поиск новых исполнителей по поручению режиссера-постановщика.
  • Учет представлений, репетиций, концертов и постановок, а также прочей творческой деятельности артистического и художественного персонала.
  • Выполнение заданий режиссера-постановщика касаемо организации, планирования и учета творческой деятельности.

Права специалиста

Помощник режиссера в Москве и других городах будет иметь одинаковые права:

  • Участие в совещаниях, проводящихся по организационным вопросам.
  • Запрос и получение от структурных подразделений необходимых для трудовой деятельности документов и материалов.
  • Участие в обсуждении вопросов, непосредственно влияющих на его профессиональную творческую работу.
  • Требование от руководства организации исполнительских искусств оказания содействия в следовании обязанностям и реализации трудовых прав.

Ответственность специалиста

Режиссера" предполагает наличие следующей ответственности специалиста:

  • За неисполнение или ненадлежащее или неполное исполнение своих рабочих обязанностей (которые предусматривает должностная инструкция специалиста) в том порядке, что диктует российское трудовое законодательство.
  • За правонарушения, что были совершены во время трудовой деятельности. Ответственность диктуется административным, уголовным и гражданским законодательством России.
  • За причинение ущерба организации, являющейся работодателем помрежа. В том порядке, что устанавливает актуальное российское трудовое законодательство.

О профессии

Вакансия "помощник режиссера" в Москве и иных городах нередко бывает открытой. Давайте посмотрим, как отзываются о ней те люди, которым уже удалось побывать помрежем.

Неизменный атрибут помощника режиссера - так называемая хлопушка. Это доска с бруском на шарнире, на которой пишется основная информация о процессе съемки - название произведения, режиссер, оператор, дата съемки, дубль, кадр. Хлопок этим устройством помогает затем совместить звуковую и видеодорожку.

На площадке помощник режиссера никогда не сидит без дела. Ему нужно в определенный момент появиться в кадре со свой "хлопушкой". Искусство это делать правильно приходит с опытом. Пометки на "хлопушке" и в монтажном листе, комментарии режиссера, отметка лучших дублей и уже снятых кадров - непосредственные обязанности помрежа.

Особенности труда

Работа помощника режиссера на относится к разряду объемных, но малозаметных для окружающих. Времени отдохнуть у помрежа нет. Приготовить и принести кофе режиссеру - тоже его обязанность. Трудовая смена - 12 часов. Притом съемки проходят не только в павильоне, но и на природе - в лесу или на болоте, в знойный день, метель или под дождем, в условиях города и на горных высотах. Помреж сопровождает съемочный процесс всегда, при любых условиях. Отсюда крепкий иммунитет обязателен.

Помрежи - обычно студенты творческих вузов или недавние выпускники. Их привлекает возможность набраться опыта, поработать с мастерами своего дела. Кого-то - вероятность стать со временем вторым режиссером.

Специалисты говорят, что важны для помрежа прежде всего коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение выступать "третейским судьей". Во время съемок вся творческая группа становится одной большой семьей, однако нередки тут и недопонимания. Задача помрежа - остановить конфликт в начале развития.

На биржах труда, надо сказать, подобная вакансия появляется редко. В творческой среде более актуально сарафанное радио.

Плюсы работы

В своих отзывах о любимой работе помрежи выставляют такие плюсы профессии:

  • Передача опыта от режиссера. Помреж видит, как он организует съемочный процесс, общается с актерами, сотрудничает с оператором. Этих знаний порой достаточно для съемки уже собственного фильма. Немало режиссеров "выросло" из помрежей.
  • Общение с творческими людьми. Мало того что вращение в творческом коллективе вдохновляет, так это постоянно одаряет новым опытом и идеями. Помреж также "обрастает" нужными деловыми связями.
  • Возможность состояться в роли руководителя, организатора, развить навыки работы с коллективом.

Помощник режиссера - рядовая, но довольно интересная творческая специальность. Мы разобрали ее со всех сторон - технической, официальной. И посмотрели на нее, так сказать, изнутри.

Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Образец должностной инструкции режиссера массовых представлений

1.1. Режиссер массовых представлений относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет;

Режиссера массовых представлений II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года;

Режиссера массовых представлений I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет;

Режиссера массовых представлений высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

1.3. Режиссер массовых представлений должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций;

Структуру __________________________________________________________; (наименование культурно-досуговой организации)

Теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

Основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;

Современную и классическую драматургию;

Современные достижения отечественного и зарубежного искусства;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, авторского права;

Основы трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

- ______________________________________________________________________.

1.4. Режиссер массовых представлений в своей деятельности руководствуется: - Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит режиссер) - настоящей должностной инструкцией; - ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией режиссера) 1.5. Режиссер массовых представлений подчиняется непосредственно ___________________________________________. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия режиссера массовых представлений (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Режиссер массовых представлений относится к профессиональной квалификационной группе "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .

1 Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Руководство работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.

2.2. Разработка концепций программ, подбор материала, состава исполнителей.

3. Должностные обязанности

Режиссер массовых представлений исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации.

3.2. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики.

3.3. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.

3.4. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей.

3.5. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции.

3.6. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления.

3.7. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации.

3.8. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

3.9. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

Режиссер массовых представлений имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Режиссер массовых представлений привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Режиссер массовых представлений" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РЕЖИССЕРА МОНТАЖА

I. Общие положения

  1. Режиссер монтажа относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно начальнику отдела.
  2. На должность режиссера монтажа принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
  3. Прием на работу и увольнение производится приказом генерального директора.
  4. Режиссер монтажа должен знать:
    - Методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы.
    - Перспективы технического развития особенности деятельности предприятия.
    - Принципы эксплуатации телевидео оборудования, способы и методы монтажа.
    - Правила и условия выполнения работ.
    - Основные требования, предъявляемые к технической документации.
    - Правила эксплуатации вверенной ему техники.
    - Правила и нормы охраны труда.
    - Правила внутреннего трудового распорядка.
  5. В своей работе режиссер монтажа руководствуется настоящей должностной инструкцией.
  6. На время отсутствия режиссера монтажа (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
  7. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Осуществляет под руководством автора программы выполнение всего комплекса работ по монтажу телевизионных программ.
  2. Обеспечивает художественное и техническое качество монтажа.
  3. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажных работ.
  4. Обеспечивает выполнение плановых заданий.
  5. Проверяет наличие всех представленных материалов, выявляет дефекты отдельных дублей.
  6. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества программ.
  7. Обеспечивает по ходу монтажа оперативную готовность каждого сюжета.
  8. При необходимости подготавливает программу к перезаписи и осуществляет ее перезапись.
  9. Выдает программу в живом эфире.
  10. Просматривает окончательный вариант смонтированной программы и информирует руководство о всех дефектах смонтированных сюжетов.
  11. Самостоятельно осуществляет процесс подготовки и монтажа несложных телевизионных программ.
  12. Осуществляет монтаж всех звуковых материалов (музыки, реплик, шумов).
  13. Работает на сложной монтажной технике, компьютере.
  14. Выполняет другие работы в соответствие с требованиями по данной специальности.
  15. _________________________________________________________________.
  16. _________________________________________________________________.

III. Права


Режиссер монтажа имеет право:
  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности.
  2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
  3. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации по вопросам предоставления необходимой информации.
  4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей и вносить предложения по их устранению.
  5. _________________________________________________________________.
  6. _________________________________________________________________.

IV. Ответственность


Режиссер монтажа несет ответственность:
  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
  3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

Кто заводит механизм работы на съемочной площадке и подкручивает винтики, если они разболтались? Всеведущий второй режиссер.

На фото: Два режиссера фильма «Бандитки». Эспен Сандберг и Хоаким Роннинг

Кто этот загадочный человек, имени которого (в большом кино) часто не знают даже заядлые киноманы? Чем он занимается, и вообще, зачем нужен? Если объяснять самыми общими словами: территория режиссера – драматургическая часть картины, территория его ассистента, или второго режиссера, – съемочный процесс. Чтобы поближе познакомиться с его деятельностью, “ТвоеКино” предлагает окунуться в “киношные” дела и разобрать их по косточкам.

Должностные обязанности: что, где, когда

Как только сценарий утвержден, он отправляется ко второму режиссеру, чтобы из литературного превратиться в режиссерский, а из текста – в таблицу, где к каждой сцене подобраны локации, актеры, реквизит, техническое оснащение, запрошены все необходимые специалисты.

Таблица служит основанием плана съемок, ведь фильм (особенно художественный) невозможно снять в хронологическом порядке, съемочный процесс здесь зависит от максимального удобства и эффективности. И это снова задача второго режиссера: составить расписание для конкретных локаций с точными указаниями для каждого участника съемок, от “хлопушки” до главного героя.

Здесь вырисовываются задачи уровня “маг”: совместить удобство расписания для всех участников, отснять нужное количество страниц сценария в день, учесть время суток, рассчитать время съемок…

Если вы не знаете, что превращение сценария в съемку – это как запуск ракеты, то у нас для вас новости. Здесь все должно быть в предельной готовности, а кто обязан ее организовать, вы наверняка догадались. Итак, топ дополнительных обязанностей второго режиссера.

“Я тучи разведу руками”

Таблицы с четким распределением обязанностей для каждого члена съемочной группы составлены, локации подготовлены, реквизит рассортирован, операторы, технические работники, режиссеры, гримеры, специалисты по безопасности, каскадеры и проч. и проч. вписали время и дату съемок в чистый лист органайзера. И вдруг выясняется, что страничка органайзера актера, запланированного на конкретный день, уже исписана: он занят в другом проекте именно в этот момент. Звезды не сошлись, а разрешать ситуацию приходится второму режиссеру.

Но этот человек всегда знает, ответ на любой вопрос, у него есть секретные кнопочки и рычаги, которые позволяют повернуть ситуацию в плюс. Нестандартное мышление – это второе имя второго режиссера. Он, например, знает, каким образом обычно падают солнечные лучи, и понимает, какой специалист и реквизит необходимы, чтобы, к примеру, технически создать иллюзию ясного дня, когда небо затянуло тучами.

В общем, решать проблемы примерно такого рода – серые будни ассистента режиссера.

Режим: “Все включено”

То есть включены все человеческие функции до предела. У одного человека, ну, вы поняли. Потому что съемочный процесс начат. Казалось бы, можно выдохнуть и следовать сценарию, но это большая иллюзия: начинается самое сложное.

В заданное время съемочная группа должна выдавать определенное количество кадров, то есть реализованного сценария. Второй режиссер здесь словно дирижер, но даже лучше.

Съемки начинаются с переклички, и не только людей, но и предметов (- пять надувных фламинго? – есть; – тринадцать воздушных шаров? – последний надуваем), процессов (- Маша с Вероникой закончила? – да, все синяки на месте (и это о гриме)), оснащения (- фоновый свет готов? а рисующий? – готов) и проч. и проч.

Кстати, другая сторона медали: на площадке должно быть все необходимое, в то же время, должно отсутствовать все ненужное (- летающий мусорный пакет входит в сценарий? – нет. – ловим!).

Перекличка завершена, площадка готова, а значит: “Камера, мотор!” – но только не время расслабляться и наслаждаться игрой актеров.

Съемочный процесс – это концентрированная жизнь, а значит, и концентрированная опасность. Список телефонов ближайших больниц, огнетушитель в доступном месте, аптечка под рукой, глаза – настороже, – опять же задача сами-знаете-кого.

Конечно, в команде обязательно есть отдельный человек, ответственный за безопасность, однако это не снимает данной задачи со второго режиссера. Потому что он должен разрешить все потенциально опасные ситуации еще до их возникновения.

Быть важным – приятно, но быть приятным – важнее

При всей напряженности и многозадачности профессии, второй режиссер должен быть идеальным коммуникатором.

Он – связующее звено для всех членов съемочной группы. Он – главный мотиватор команды. Он – палочка-выручалочка во всех неожиданных ситуациях.

Проверить готовность, контролировать процесс, отслеживать результат, при этом оставаясь адекватным собеседником, уравновешенным руководителем и хорошим человеком – задача для супермена. Но вторые режиссеры, обычно справляются, а если нет – страдает не только команда, но и фильм.

Наверное, все вышесказанное создает впечатление, что второй режиссер, соглашаясь на эту должность, подписывает добровольное согласие на персональный мини-ад. Это не так. Он получает не только стрессы, обязанности и зарплату.

Он получает нечто большее – незабываемые минуты, когда самая сложная сцена идет, как по маслу, доверие каждого профессионала и всей команды в целом, идеальный фильм, снятый с первого дубля.

Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения — фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.

Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера , который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).

Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры , сценаристы , декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Места работы

Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию:

  • в кинокомпаниях и киностудиях;
  • в театрах и цирках;
  • в крупных рекламных агентствах.

И некоторых других организациях.

История профессии

До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.

Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.

В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре — сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом — Жорж Мельес, в анимационном — Эмиль Рейно.

Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.

Обязанности режиссера

Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:

  • пишет или подбирает сценарий;
  • определяет общий художественный стиль картины;
  • подбирает актёров и руководит ими;
  • руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
  • руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).

Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:

  • создает сценарии;
  • принимает готовые сюжетов и программы;
  • участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
  • работает в прямом эфире.

Требования к режиссеру

Основные требования к режиссеру просты:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы в определенной сфере режиссуры: в кино, театре, на телевидении и т.д.

При этом от «профильных» специалистов (режиссеров по монтажу, звукорежиссеров и пр.) порой требуется знание соответствующей аппаратуры и программного обеспечения.

Как стать режиссером

Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» — например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.

Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.

Зарплата режиссера

Сколько зарабатывает режиссер — это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.

Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).