Фотошоп программа обработки растровых изображений. Основные особенности программы растровой графики Adobe Photoshop. Что такое пиксель

Программа Adobe Photoshop(АР) один из многочисленных пакетов для обработки, изменения, сохранения графических объектов. (АР) позволяет работать с палитрой, калибровать, сканировать, импортировать и экспортировать,выделять области, контуры фильтры, размер изображения и его разрешение,цветокоррекция, В программе предложены пользователю следующие палитры: Палитра Каталог Палитра Слои используется для создания, копирования, объединения и удаления слоев, а также для создания слой-масок. Кроме того, эта палитра позволяет управлять отображением отдельных слоев. Палитра Каналы используется для создания, дублирования и удаления каналов, для определения их параметров, для преобразования каналов в самостоятельные документы, а также для объединения каналов и формирования совмещенного изображения. Палитра Каналы позволяет также управлять отображением отдельных каналов на экране, делая их видимыми или невидимыми. Палитра Контуры используется для создания, сохранения и обработки контуров. В данном разделе описаны открытие и закрытие палитры, а также выделение контуров и их отображение в палитре. В остальных разделах этой главы говорится о создании и редактировании контуров, о преобразовании контуров в выделенные области и выделенных областей в контуры, а также об использовании обтравочных контуров. Различные кисти, используемые для рисования и редактирования, представлены в палитре Кисти. По умолчанию вам предлагаются несколько размеров круглых кистей, причем Adobe Photoshop сохраняет характеристики кистей для каждого инструмента в отдельности. Каждый инструмент (кроме инструментов перемещение и текст) характеризуется собственным набором параметров, который отображается в палитре Параметры. Заголовок и содержимое этой палитры меняется в зависимости от выбранного на данный момент инструмента. Палитра Синтез отображает цветовые значения текущих цветов переднего и заднего плана. С помощью ползунков вы можете отредактировать эти цвета в одной из предложенных цветовых систем. Палитра Каталог содержит набор доступных для использования цветов. Вы можете выбрать цвета переднего и заднего плана из имеющихся вариантов, либо создать заказную палитру путем добавления или удаления цветов. Кроме того, вы можете создать и сохранить любой набор цветов для последующего использования в других изображениях. Палитра Дизайн представляет собой планшет, который вы можете использовать для произвольного смешивания цветов. Для работы в палитре Дизайн вы можете пользоваться любыми рисующими инструментами. Для просмотра содержимого палитры могут применяться инструменты масштаб и рука. Палитра Команды позволяет одним щелчком мыши выбирать наиболее часто используемые команды. Когда палитра Команды открыта на экране, щелчок мыши на любой из содержащихся в ней команд приводит к выполнению соответствующей операции или к открытию соответствующего диалогового окна. По умолчанию в программе Adobe Photoshop выбраны несколько команд, за которыми закреплены функциональные клавиши. Если на вашей клавиатуре имеются функциональные клавиши, то вы можете самостоятельно переназначать их на другие команды. В программное обеспечение Adobe Photoshop включено несколько специализированных палитр Команды. Они содержат команды, применяемые для выполнения допечатных задач, коррекции цвета и манипулирования изображениями. При использовании определенных моделей сканеров программа Adobe Photoshop позволяет полностью контролировать процесс преобразования фотографии или слайда в оцифрованное изображение. Для сканирования изображений используется команда Получить из меню Файл. Программа Adobe Photoshop может работать с любым сканером при условии, что для него будет установлен совместимый дополнительный модуль. Чтобы установить такой модуль, необходимо скопировать в подкаталог PLUGINS каталога программы Photoshop соответствующий файл фирмы-производителя сканера. Все модули для сканеров, установленные в подкаталоге PLUGINS, отображаются в субменю Файл > Получить. Adobe Photoshop поддерживает стандартный интерфейс TWAIN, что позволяет использовать для сканирования любые устройства, также поддерживающие этот интерфейс. Чтобы подключить сканер, поддерживающий интерфейс TWAIN, ознакомьтесь с прилагающейся к нему инструкцией по установке и настройке модуля TWAIN. Если вы не смогли приобрести для своего сканера драйвер, совместимый с программой Adobe Photoshop, то вы можете отсканировать изображение с помощью программного обеспечения фирмы-производителя сканера, сохранив его в формате TIFF или BMP. Чтобы затем открыть этот файл в программе Photoshop, воспользуйтесь командой Открыть... из меню Файл. В процессе сканирования изображений вы имеете возможность управлять несколькими параметрами, которые влияют на качество итогового файла. Прежде чем приступить к сканированию, выполните изложенные в этой главе инструкции по определению разрешения сканирования и оптимального динамического диапазона, а также по разработке процедур, минимизирующих нежелательные цветовые искажения. Adobe Photoshop позволяет открывать документы в различных форматах, включая Adobe Photoshop 3.0, Adobe Illustrator, Amiga IFF, BMP, CompuServe (GIF), EPS, JPEG, Kodak CMS PhotoCD, MacPaint, PCX, PICT File (только растровый), PIXAR, PixelPaint, Raw, Scitex™ CT, Targa, TIFF и форматы, использующие TWAIN интерфейс. Форматы Photoshop, Adobe Illustrator, JPEG, Raw, Scitex CT и TIFF являются встроенными. Другие форматы и интерфейс TWAIN являются встроенными форматами. Кроме того, с помощью модуля Quick Edit ы можете открывать отдельные фрагменты больших файлов в форматах Photoshop 3.0 и Scitex, а также неупакованных TIFF-файлов. Чтобы отредактировать фрагмент изображения в программе Adobe Photoshop, необходимо прежде всего выделить редактируемую область. После этого вы можете переместить, скопировать или раскрасить выделенный фрагмент, а также применить к нему различные спецэффекты. Например, чтобы изменить цвет какого-либо элемента изображения, вы должны выделить область, содержащую этот элемент, а затем заполнить ее нужным цветом. Граница выделенной области отображается на экране движущейся пунктирной линией. Adobe Photoshop обеспечивает несколько способов выделения фрагментов изображений: вы можете сделать это с помощью инструментов область, лассо или волшебная палочка, а также с помощью команды Цветовой диапазон. Перечисленные инструменты позволяют выделять нужные фрагменты различными способами с заданной степенью точности. (Инструмент авторучка в палитре Контуры также может быть использован для выделения областей; подробнее об этом говорится в разделе Создание контуров. Контуром называется любая линия или кривая, построенная в программе Adobe Photoshop с построение кривых Безье, представляющих собой легко редактируемые линии. В этой главе рассказывается об использовании палитры Контуры для доступа к инструменту перо и о построении контуров. Инструмент перо позволяет строить гладкие контуры с большой точностью. С помощью контуров очень удобно определять области для заливки, а также создавать криволинейные объекты для последующей обводки с помощью рисующих инструментов. Во многих случаях контуры являются прекрасной альтернативой неровным линиям, которые получаются с помощью инструмента лассо. Контуры также весьма удобны для длительного хранения простых масок, поскольку в силу своей компактности они занимают значительно меньше дискового пространства, чем выделенные области. Кроме того, изменение размеров и пропорций контуров не влияет на их разрешение и качество. Вы можете копировать контуры из одного документа Adobe Photoshop в другой, а также обмениваться документами с программой Adobe Illustrator. Рисующие инструменты наносят на поверхность документа или слоя цвет переднего плана, показанный в палитре инструментов в поле основного цвета (верхний квадрат). Чтобы в процессе рисования изменить цвет переднего плана, нажмите клавишу Alt рисующий инструмент будет временно заменен инструментом пипетка. Установите курсор на любом цвете в пределах изображения или в цветовой палитре и щелкните мышью. Цвет заднего плана, показанный в поле фонового цвета (нижний квадрат), используется для градиентной заливки и для заполнения областей, удаленных из изображения с помощью инструмента ластик. Кроме того, при определении параметров нового документа вы можете задать для него заливку цветом заднего плана. Инструмент карандаш Инструмент размытие/резкость Инструмент ластик изменяет каждый пиксель, оказавшийся в зоне его действия. В однослойном изображении пикселы перекрашиваются в фоновый цвет. При работе на слоях окрашенные пикселы становятся прозрачными. Инструмент линия позволяет рисовать в изображении прямые линии. Вы можете изменять толщину линий, задавать для них сглаживание краев, а также создавать линии в виде стрелок. Инструмент Карандаш позволяет создавать произвольные линии с жесткими границами и используется прежде всего в работе с битовыми изображениями. Для этого инструмента существует специальный режим Автоматическое стирание, который позволяет рисовать фоновым цветом по цвету переднего плана. Инструмент аэрограф позволяет окрашивать объекты без резких цветовых переходов. Он создает эффект рисования с помощью аэрозольного баллончика или распылителя. Этот инструмент дает гораздо более мягкие штрихи, чем инструмент кисть. Чтобы получить более сочный цвет, вы можете нанести на одну и ту же область несколько штрихов. Инструмент кисть создает в изображении мягкие мазки, границы которых менее жесткие, чем у инструмента карандаш, но и не такие размытые, как у аэрографа. Инструмент штамп позволяет воспроизводить точные или модифицированные копии изображения в том же изображении, либо в другом документе. По умолчанию инструмент штамп использует в качестве шаблона для копирования целое изображение. Другие режимы использования этого инструмента позволяют закрасить определенные области изображения заранее взятым образцом или создать его импрессионистскую версию. Кроме того, вы можете выборочно восстанавливать фрагменты последней сохраненной версии документа. Инструмент палец имитирует смазывание сырой краски пальцем. Этот инструмент берет цвет в начале штриха и протаскивает его в направлении перемещения курсора. Инструмент размытие/резкость позволяет либо смягчать слишком резкие границы или области в изображении, уменьшая контраст между деталями, либо повышать четкость изображения, делая слишком мягкие границы более резкими. Палитра цветов программы Adobe Photoshop (Color Picker) позволяет выбирать цвета переднего и заднего плана по спектральной шкале или определять координаты цветов с помощью числовых значений. Кроме того палитра цветов программы Adobe Photoshop позволяет выбирать готовые цвета, основанные на цветовой модели CMYK, а также выбирать цвета в различных заказных цветовых системах. Палитра цветов программы Adobe Photoshop принята по умолчанию в качестве основной. Чтобы вернуться к ней после использования другой палитры, выберите из меню Файл команду Установки > Основные... на экране откроется диалоговое окно Основные установки. В списке Палитра цветов задайте вариант Photoshop . Чтобы открыть палитру цветов, щелкните мышью в палитре Инструменты (в поле основного или фонового цвета) или в палитре Синтез (в выделенном цветовом поле). Новый документ, созданный в программе Adobe Photoshop, состоит только из фона (заднего плана). Этот фон можно сравнить с холстом, на котором рисуется картина. Фон может быть белым, либо окрашенным в текущий цвет заднего плана. Вы можете добавить в документ один или несколько слоев, которые можно сравнить с листами абсолютно прозрачной пленки, сложенными в стопку поверх фона. Если слой не содержит никаких изобразительных элементов, то сквозь него будут видны все остальные слои и задний план. Слои дают вам возможность редактировать отдельные элементы изображения независимо от других объектов. Вы можете рисовать, редактировать, вклеивать, маскировать и перемещать содержимое одного слоя, не опасаясь запортить графические элементы, расположенные на других слоях. Все слои в документе имеют одно и то же количество пикселов, одинаковое число каналов и общий цветовой режим, например, RGB, CMYK или Градации серого. Документы, созданные в более ранних версиях программы Adobe Photoshop, состоят из единственного слоя. Чтобы добавить новые слои в такой документ, вам придется сохранить его в формате Adobe Photoshop 3.0, поскольку только этот формат поддерживает многослойную структуру документов. Adobe Photoshop использует каналы в двух целях: для хранения цветовой информации и для хранения областей. Цветовые каналы создаются автоматически при открытии нового документа. Их количество зависит от цветовой модели, выбранной для описания изображения. Например, любое RGB-изображение имеет три предопределенных канала красный, зеленый и синий каждый для хранения информации об определенном цвете. В документе также имеется совмещенный канал, в котором все цвета отображаются вместе. Вы можете создавать в любом документе Adobe Photoshop дополнительные каналы (так называемые альфа-каналы). Альфа-каналы используются для хранения масок и для создания новых изображений с помощью специальных команд, выполняющих вычислительные операции над каналами. В процессе изменения цветов или применения фильтров и других эффектов к целому изображению маски позволяют изолировать и защитить от модификации отдельные его фрагменты. Математическая обработка дает возможность комбинировать каналы различными методами на основе пересчета цветовых значений пикселов. Размер файла, содержащего альфа-каналы, напрямую зависит от информации о каждом пикселе в канале. Добавление к изображению нового альфа-канала увеличивает размер файла, причем всегда на величину, равную объему одного канала. Это означает, что добавление альфа-канала к RGB-изображению увеличивает размер файла на одну треть, а в CMYK-изображении на четверть. Фильтры, встроенные впрограмму Adobe Photoshop, позволяют применять к изображению различные специальные эффекты. С их помощью вы можете создавать мозаичные эффекты, случайным образом перераспределять цветовые значения пикселов (добавлять или уменьшать шум), имитировать присутствие различных источников света, произвольно деформировать изображения, а также получать многие другие интересные визуальные эффекты. Кроме того. Заказной фильтр позволяет вам создавать и сохранять собственные уникальные эффекты, а затем применять их в других изображениях. Adobe Photoshop поддерживает также встраиваемые фильтры (Дополнения), разработанные другими фирмами-производителями. Информацию об их установке в системе вы найдете в брошюре Adobe Photoshop: Руководство по установке. Установленные дополнительные фильтры отображаются в меню Фильтр и используются аналогично встроенным фильтрам. Такая открытая архитектура позволяет любым фирмам разрабатывать специальные модули, которые могут быть использованы в программе Adobe Photoshop. Если вы заинтересованы в создании модулей, совместимых с программой Adobe Photoshop, обращайтесь в отдел технической поддержки фирмы Adobe. Чтобы получить краткую информацию о любом фильтре, выберите из меню Помощь команду О дополнительном модуле... , а затем укажите в открывшемся субменю имя интересующего вас фильтра. Чтобы закрыть информационное окно, щелкните в нем мышью. Чтобы воспользоваться нужным вам фильтром, выберите из меню Фильтр соответствующую команду. Фильтр, выбранный последним, отображается в верхней строке меню. 1.Выделите фрагмент изображения, который вы хотите изменить с помощью фильтра. Если вы не сделаете этого, то фильтр будет применен ко всему изображению. 3.При необходимости задайте параметры применения фильтра и нажмите кнопку Да. Информацию обо всех диалоговых окнах см. описания соответствующих фильтров. Применение фильтра к отдельному слою может радикальным образом изменить изображение в частности, при использовании фильтра Эффекты освещения или при изменении непрозрачности активного слоя. Чтобы фильтр мог быть применен к слою, этот слой должен содержать окрашенные пикселы. Это не означает, что на данном слое обязательно должны быть размещены какие-либо элементы в некоторых случаях вы можете создавать слои, заполненные нейтральным цветом, что позволяет вам применять фильтры к слоям, которые фактически являются прозрачными. Дополнительную информацию о параметре Залить нейтральным цветом, задаваемом в диалоговом окне Новый слой, см. в разделе Установка параметров слоя. Большинство встроенных фильтров программы Adobe Photoshop дают вам возможность увидеть и оценить эффект, производимый фильтром, перед его непосредственным применением. Применение фильтра (особенно к крупному изображению) может оказаться достаточно длительным процессом, однако задав параметр Просмотр и выполнив модификацию не всего изображения. а лишь выделенного фрагмента, вы сможете сэкономить время и избежать непредвиденных результатов. Диалоговые окна некоторых фильтров содержат встроенное поле просмотра, в котором отображается эффект применения фильтра на активном слое. Если нужный вам участок слоя не виден в поле просмотра, щелкните мышью в окне документа в центре нужного фрагмента. Чтобы настроить положение фрагмента в поле просмотра, установите на нем курсор (при этом временно активизируется инструмент рука) и, нажав кнопку мыши, сместите его в ту или иную сторону. С помощью кнопок + и -вы можете увеличивать и уменьшать масштаб отображения в поле просмотра. Щелчок мыши в каком-либо месте документа отметит ту часть изображения, которая будет помещена в центр поля предварительного просмотра. Фильтры Резкость Пять фильтров из субменю Размытие создают эффект мягкого фокуса и могут быть использованы для ретуширования изображений. Фильтры из субменю Деформация выполняют геометрическое искажение изображения. Шум в изображении представляет собой пикселы со случайными цветовыми значениями. Фильтры из субменю Шум особым образом смягчают изображение в выделенной области за счет добавления таких пикселов. С помощью этих фильтров вы можете исправлять такие дефекты изображения, как наличие царапин, а также создавать необычные текстурные рисунки, которые затем могут быть использованы, например, в качестве фона для текстовых элементов. Шесть фильтров из субменю Оформление преобразуют выделенную область путем объединения пикселов, имеющих сходные цветовые значения, в ячейки. Пять фильтров из субменю Освещение используются для создания эффекта облачности и имитации различных источников света. Вы также можете использовать полутоновые текстуры, которые позволяют получать на освещаемой поверхности трехмерный эффект. Фильтры из субменю Резкость повышают четкость изображений за счет усиления контраста между соседними пикселами. Фильтры из субменю Стилизация производят в выделенной области специальные художественные эффекты за счет смещения пикселов и повышения контраста в изображении. Субменю Видео содержит фильтры Построчная развертка и Цвета NTSC . Фильтр Цвета NTSC ограничивает цветовое содержание изображения только теми цветами, которые используются для телевизионного воспроизведения. Этот фильтр позволяет избежать растекания чрезмерно насыщенных цветов на соседние строки развертки экрана. Фильтр Построчная развертка удаляет из чересстрочного видеоизображения четные или нечетные строки. Для замены удаленных строк вы можете воспользоваться удвоением оставшихся строк или интерполяцией. Этот фильтр используется для смягчения движущихся изображений, полученных с видеоисточников. Программа (АР) позволяет изменять графическое разрешение по следующим параметрам: Отображение объема файла и параметров изображения Автоматическая установка разрешения Цветокоррекция представляет собой процесс устранения тонового и цветового дисбаланса в изображении. Кроме того, цветокоррекция позволяет настраивать контраст цветов. Ниже приведены этапы процедуры проведения цветокоррекции. В зависимости от вашего изображения вам нужно будет выполнить тот или иной шаг этой процедуры. 3.Задайте в изображении белую (светлую) и черную (темную) точки. 5.Выполните корректировку цветов с помощью команд Кривые, Цветовой тон/Насыщенность, Заменить цвет или Выборочная коррекция цвета. В (АР) преобразование изображений позволяет изменять изображения в следующих форматах: Преобразование документов Индексированные цвета В режимах RGB и CMYK вы можете получать на экране и редактировать различные комбинации каналов изображения. Однако в связи с тем, что монитор является RGB-устройством, отображение CMYK-цветов на экране возможно только после их временного преобразования в формат RGB. С помощью параметра CMYK оригиналы в диалоговом окне Основные установки вы можете определить способ отображения документов, представленных в формате CMYK. *Вариант Быстрее использует интерполированные RGB-значения и обеспечивает практически такую же скорость обработки, как в режиме RGB; вместе с тем, он может привести к некоторому искажению составных цветов на экране. *Вариант Точнее использует более совершенную таблицу преобразования цветов, которая обеспечивает более точное воспроизведение исходных цветов, но при этом требует больше времени на перерисовку изображения. Вы можете преобразовывать RGB-изображения и изображения с индексированными цветами в формат Lab. В этом формате вы можете настраивать светлоту (яркость) пикселов, сохраняя неизменными их цветовой тон и насыщенность. Завершив настройку изображения, вы можете вернуться в режим RGB или CMYK, чтобы продолжить процесс коррекции цвета, либо напечатать изображение с помощью триадных цветов. Многократное преобразование между форматом Lab и любым другим цветным форматом не приводит к изменению исходных цветовых значений. В процессе преобразования изображения в формат Lab происходит распределение всей цветовой информации по трем каналам: L (светлота, или яркость), a (зелено-красная ось) и b (желто-синяя ось). Формат Lab является аппаратно-независимым, поэтому он рекомендуется для пересылки изображений между разными системами, а также для вывода на принтеры PostScript Level 2. При обработке разных типов изображений программа Adobe Photoshop использует разные таблицы преобразования цветов, или цветовые палитры. Если ваша система отображения поддерживает только 8-битные цвета, то видеокарта сможет одновременно воспроизвести не более 256 цветов. Для отображения цветов, которых нет в текущей цветовой палитре, Adobe Photoshop использует специальную технологию, которая иногда называется псевдосмешением цветов. Она заключается в настройке соседних пикселов разного цвета таким образом, чтобы создать иллюзию третьего цвет). Способ отображения цветов в активном и всех прочих документах определяется параметрами Рассеяние ошибок и Системная палитра в диалоговом окне Основные установки. За исключением случая преобразования цветного изображения в изображение с индексированными цветами, для изменения цветового формата используется одна и та же процедура: вы просто выбираете в меню Режим новый тип изображения. В некоторых случаях при этом открывается диалоговое окно, в котором вам предоставляется возможность задать условия преобразования. Цветное изображение формируется из пикселов, имеющих различные цветовые значения, поэтому изменение формата документа может привести к необратимому изменению цветовых значений. В связи с этим перед преобразованием следует обязательно сохранять резервную копию документа. Об измерении цветовых величин см. раздел Цветовые режимы программы Adobe Photoshop . Некоторые типы изображений могут быть преобразованы напрямую только в строго определенные цветовые форматы. В этих случаях все недоступные для использования варианты отображаются в меню Режим серым цветом. Для преобразования цветовых величин из одной цветовой системы в другую программа Adobe Photoshop использует модель Lab. Эта модель совместима со всеми другими цветовыми моделями, поэтому ее использование в качестве посредника обеспечивает наиболее полное и точное сохранение всех оттенков (за исключением тех, которые не укладываются в цветовой охват новой модели). Например, чтобы представить RGB-изображение в формате CMYK, Adobe Photoshop сначала преобразует его в формат Lab на основе информации из диалогового окна Настройка монитора. После этого программа Photoshop считывает информацию из диалоговых окон Краски для печати и Параметры цветоделения и формирует таблицу преобразования цветов. Получив таким образом изображение в формате CMYK, Adobe Photoshop выполняет обратное преобразование в формат RGB, чтобы обеспечить возможность отображения документа на экране монитора. Это моментальное преобразование CMYK в RGB в точности обратно действительному преобразованию RGB в CMYK, произведенному над изображением, если в диалоговом окне не было изменено ни одного значения. Adobe Photoshop позволяет вам создавать одно-, двух-, трех- и четырехкрасочные дуплексы. Однокрасочные дуплексы представляют собой полутоновые (в градациях серого) изображения, отпечатанные с помощью одной нечернойкраски. Двух-, трех- и четырехкрасочные дуплексы представляют собой полутоновые изображения, отпечатанные с помощью соответственно двух, трех или четырех красок. Использование тех или иных красок в дуплексе определяет общий тон изображения, а не цвета отдельных элементов. Преобразование в формат Индексированные цвета Чтобы экспортировать RGB-изображение в программу, поддерживающую только 8-битные цвета, или отредактировать его цветовую таблицу, вы можете преобразовать его в изображение с индексированными цветами. Такой тип изображений используется, например, при работе с анимационными пакетами. В процессе преобразования программа Adobe Photoshop формирует для цветного изображения таблицу цветов, использованных в документе. Эта таблица содержит максимальное количество цветов, которое может быть одновременно отображено на экране. В то время как RGB-изображение может содержать миллионы цветов, изображение с индексированными цветами может непосредственно использовать только 256 из них. RGB-цвета, не представленные в таблице, заменяются ближайшими оттенками или имитируются с помощью различных сочетаний доступных цветов 1.Выберите из меню Режим команду Индексированные цвета... . На экране откроется диалоговое окно Индексированные цвета. Цветоделение представляет собой процесс преобразования RGB- или Lab-изображения в цветовой формат CMYK. При этом происходит переопределение исходных цветов с помощью триадных цветов, используемых в стандартном четырехкрасочном печатном процессе: голубого, пурпурного, желтого и черного. Прежде чем выполнить цветоделение, не забудьте сохранить резервную копию исходного RGB-файла на тот случай, если в дальнейшем вы захотите выполнить обратное преобразование и продолжить его обработку. Наиболее распространенный способ вывода изображений заключается в изготовлении позитива или негатива на бумаге или фотопленке и создании на его основе печатной формы, которая впоследствии используется в печатной машине. Чтобы напечатать тоновое изображение, вы должны представить его в виде множества точек. Эти точки образуются в процессе растрирования изображения. Точки полутонового растра определяют количество краски, наносимой в различных областях изображения. Использование точек разного размера и разной плотности создает иллюзию многообразия серых или цветных оттенков в изображении. В стандартной процедуре печати цветных изображений применяются четыре полутоновых растра по одному на каждую триадную краску (голубую, пурпурную, желтую и черную). В традиционной полиграфии растрирование осуществляется следующим образом: полутоновой растр помещается между изображением и фотопленкой, после чего происходит экспонирование пленки. В программе Adobe Photoshop атрибуты полутонового растра задаются до начала вывода на пленку или на бумагу. Чтобы добиться наилучших результатов, установите для своего устройства вывода (например, для PostScript-фотоавтомата) корректный предел плотности и выполните надлежащую калибровку процессора. Если эти условия не будут соблюдены, то результаты печати могут оказаться непредсказуемыми. Чтобы напечатать изображение любого типа из программы Adobe Photoshop, вы должны определить основные параметры печати, а затем задать дополнительные параметры для конкретного типа изображения. При цветоделении вы также можете выполнить индивидуальную настройку процесса генерации цветоделенных фотоформ на отдельные цвета. По умолчанию Adobe Photoshop печатает все видимые слои. Чтобы вывести содержимое отдельного канала, выделите этот канал в палитре Каналы и оставьте его единственным видимым каналом, а затем выберите команду Печатать... . Чтобы напечатать отдельный слой изображения, перед выполнением команды Печатать выберите этот слой в палитре Слои и сделайте все остальные слои невидимыми. Модуль Контуры в Illustrator позволяет экспортировать контуры, созданные с помощью инструмента перо, в документы программы Adobe Illustrator. Это средство облегчает совместное использование двух программ, а также обработку изображений, созданных в программе Adobe Illustrator, средствами программы Adobe Photoshop. Например, вы можете экспортировать контур, созданный инструментом перо, и использовать его для треппинга вместе с обтравочным контуром Adobe Photoshop при выводе из Adobe Illustrator. Вы также можете перенести любые объекты из программы Illustrator в Photoshop, обработать их с помощью фильтров, а затем экспортировать в виде контуров обратно в Illustrator. Кроме того, этот метод может быть использован для выравнивания текста или объектов в Adobe Illustrator с помощью контуров из Adobe Photoshop. 1Создайте контур с помощью инструмента перо или команды Создать контур... . 2Выберите из меню Файл команду Экспорт > Контуры в Illustrator... она сохранит контур в документе, который впоследствии сможет быть прочитан программой Adobe Illustrator. 3Откройте контур в программе Adobe Illustrator как новый документ в этом случае вы сможете произвольно использовать его. Заметим, что метки обреза в программе Adobe Illustrator соответствуют размерам документа в программе Adobe Photoshop. Если вы не будете изменять метки обреза или перемещать контур, то положение контура в документе Adobe Photoshop будет сохранено. Команда Открыть... позволяет открывать файлы программы Adobe Illustrator как новые документы программы Adobe Photoshop. Команда Поместить... позволяет включать файлы Adobe Illustrator в открытые документы программы Photoshop. Замечание: Команды Открыть... и Поместить... не импортируют файлы, содержащие образцы заполнения, контурный текст или любые изобразительные элементы, которые были помещены в файл программы Adobe Illustrator. При открытии или импорте векторного изображения, подготовленного в программе Adobe Illustrator, программа Adobe Photoshop выполняет его растрирование, т.е. преобразование математических линий и кривых в точки (или пикселы). Информацию о разных типах представления графической информации вы найдете в разделе Векторные и растровые изображения. 1Выберите из меню Файл команду Открыть... и задайте тип файла. 2Выделите в списке имя файла, который вы хотите открыть и нажмите кнопку Да на экране откроется диалоговое окно Растрировать формат Adobe Illustrator . 3Задайте размеры, разрешение и цветовой режим изображения. Чтобы не допустить искажения пропорций оригинала, задайте параметр Сохранить пропорции. Чтобы поместить изображение из программы Illustrator в документ программы Photoshop: 1Чтобы обеспечить более высокое качество растрированного изображения, предварительно выберите из меню Файл команду Установки > Основные... , нажмите кнопку Дополнительно... и задайте в диалоговом окне Дополнительные установки параметр Сглаживание PostScript . 2Откройте документ Adobe Photoshop, в который вы хотите поместить изображение. Изображение появится по центру документа Adobe Photoshop в виде плавающей области, заключенной в перечеркнутый прямоугольник. Для него будут сохранены пропорции, определенные в файле Adobe Illustrator. Вы можете изменить размеры выделенной области путем перемещения угловых ограничителей. Чтобы при этом изменить исходные пропорции изображения, нажмите клавишу Ctrl. Если после произвольного масштабирования вы захотите восстановить исходные пропорции объекта, воспользуйтесь клавишей Shift. Чтобы переместить изображение целиком, установите курсор-стрелку вблизи границ или диагоналей прямоугольника. Разместив изображение в документе Adobe Photoshop и настроив его размер, установите курсор внутри прямоугольника так, чтобы он принял форму молоточка, и щелкните мышью. Чтобы отменить импорт изображения в документ, выведите курсор за пределы прямоугольника (при этом он примет вид международного запрещающего знака) и щелкните мышью. Замечание: Вы можете скопировать графический элемент из программы Adobe Illustrator в буфер Clipboard, а затем вклеить содержимое буфера в Adobe Photoshop не в точечном представлении, а в виде контура. Помещенные в Photoshop изображения растрируются во время их открытия. Для этой процедуры вы можете использовать параметр Сглаживание PostScript в диалоговом окне Дополнительные установки. Программа Adobe Type Manager предназначена для создания, изменения, сохранения шрифтов для программы (АР) и программы Adobe PageMaker. После инсталяции программа уже имеет целый набор шрифтов. Но при желании пользователь может выбрав один из представленных изменить его по своему вкусу или начать изготовление шрифта с нуля. Программа Adobe Acrobat Distiller для перевода шрифтов из одного формата в другой. При использовании и эксплуатации не требует долгого изучения. Программы "Adobe Photoshop" "Adobe Illustrator" являются очень популярны в среде графики и издательства.Основная причина популярности - их универсальность. Практически любой пользователь, как любитель, так и профессионально работающий с графикой, можетсоздавать различные по сложности проекты- от простой поздравительной открытки и до сложных макетов. Также немаловажным фактором является и высокая интуитивность интерфейса, благодаря которой весьма реально изучить принципы работы этого графического пакета методом "научного тыка".

сканер .

Цифровая фотокамера работает, как обычный пленочный фотоаппарат, только изображение не попадает на фотопленку, а запоминается в электронной памяти такого фотоаппарата, затем камеру подключают к компьютеру и по кабелю USB сигналы, которыми зашифровано изображение, перекачиваются из памяти фотоаппарата на жесткий диск ПК.

Оцифрованное изображение выглядит примерно так, как это представлено на рис. 2.1 .


Рис. 2.1.

Как видно из иллюстрации, в компьютере елочка описывается электрическими сигналами вида: 00000000 , 00000001 , 0011111 и так далее.

Если изображение цветное, то, как уже говорилось в "Свет и цвет" , цвет каждой точки изображения в цифровой камере кодируется цветовым кодом в цветовой модели RGB . Например, черная точка - 0, 0, 0; белая точка: 255, 255, 255; красная точка: 255, 0, 0 и так далее. Если каждый цвет передавать тремя байтами, то можно зашифровать более 16 миллионов цветов. Это больше, чем может различить человеческий глаз.

О графике растровой и векторной

Растровые данные и растровые редакторы

Фотографии представляют собой растровые изображения - матрицу из точек (пикселов), которые имеют каждая свой цвет. В этом легко убедиться, если вы взглянете на любое цветное полиграфическое издание через восьмикратную лупу. Вы увидите картину, аналогичную той, что показана на рис. 2.2 .

При увеличении части этой фотографии вы видите, что изображение состоит из сотен рядов и колонок (растровой сетки) маленьких элементов, каждый из которых имеет свой собственный цвет. Поскольку каждый такой элемент (пиксел) очень мал, то человеческий глаз не различает отдельные элементы, а видит лишь результирующее изображение.

То, что увеличенное растровое изображение выглядит ненатуральным и начинает разбиваться на отдельные элементы - первый недостаток цифровых растровых изображений. Их второй недостаток - большой размер файла , хранящего такое изображение.

Программы для работы с растровой графикой

В каждую версию операционной системы Windows входит очень простой графический редактор Microsoft Paint . Однако фотографии в нем обрабатывать практически невозможно. Для этой цели больше подходят такие растровые программы как Corel PHOTO- PAINT , Adobe Photoshop, Paint Shop Pro , PhotoDraw. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Кратко поговорим о некоторых из этих программ.

Paint Shop Pro

Paint Shop Pro (производитель: фирма Jasc Software) - простой и удобный растровый графический редактор , сравнительно не требовательный к ресурсам. В программе есть различные инструменты маскирования, кисти, заливки, базовые фигуры, всевозможные регулировки яркости-цветности и т. д. Paint Shop Pro можно рассматривать как альтернативу более дорогому по цене пакету Adobe Photoshop.

Редактор поддерживает несколько видов слоев, в том числе векторные и текстовые, имеет набор штатных фильтров и эффектов, включает возможность конверсии RGB - модели в CMYK - модель. Программа понимает PSD, т.е. файлы "родного" формата Photoshop. Есть многоуровневый откат . Позволяет имитировать натуральные кисти, как в Painter, а также средство для создания разнообразных заливок (как в Painter и Corel PHOTO- PAINT ).

Paint Shop Pro работает с TWAIN -устройствами, цифровыми фотокамерами и способен открывать свыше 30 различных растровых форматов. Кроме того, он импортирует некоторые векторные форматы (*. cdr , *. wmf ), преобразуя их в растровые с заданным разрешением. Пакет открыт для присоединения фильтров в формате Photoshop.

PhotoDraw

Когда было объявлено о создании PhotoDraw (производитель: фирма Microsoft), представители компании Microsoft сообщили, что эта система "ни в чем не уступает Adobe Photoshop, а по некоторым показателям даже опережает его".

Графический редактор PhotoDraw объединяет простые инструментальные средства для создания рисунков и редактирования графики, позволяя сотрудникам коммерческих предприятий создавать профессионально оформленные графические изображения для Web-страниц, печатных документов и презентаций. В пакете есть возможность быстрого создания фонового рисунка Web-страницы или презентации с помощью любой из 500 мозаичных текстур . Совместно с программой поставляется коллекция Microsoft Clip Gallery , которая содержит 20000 высококачественных картинок и готовых фотографий. Редактор обладает большой коллекцией текстур , кистей, шаблонов и т. д., часть которых устанавливается вместе с ним, а остальные догружается по мере необходимости с CD.

В PhotoDraw используется широкая гамма инструментов, предназначенных для исправления дефектов фотографий. Имеются фильтры подавления муара и эффекта зернистости, средства цветовой коррекции изображения, инструменты балансировки яркости, контрастности, резкости. Эти дефекты могут быть исправлены как в ручном, так и в автоматическом режиме (например, устранение эффекта красных глаз).

Программа поддерживает графический формат CDR (формат CorelDRAW) и PSD (формат Adobe Photoshop), позволяя работать с уже имеющимися коллекциями изображений этих фирм. PhotoDraw поддерживает фильтры Photoshop. Кроме того, имеет большой набор своих (штатных) фильтров - около 180.

Наряду со стандартными одноцветной и двухцветной градиентной заливками контуров , можно воспользоваться многоцветной градиентной заливкой нескольких видов, сгенерировать фрактальный узор или просто выбрать в качестве заливки любую картинку. С помощью эффекта выдавливания (как в Word) плоскую фигуру можно превратить в объемную.

У PhotoDraw есть средства для обрезки (кадрирования) изображений по сложному контуру, в том числе и произвольному. В других растровых пакетах предусмотрено кадрирование только прямоугольных фрагментов. PhotoDraw умеет напрямую работать с большим количеством сканеров и цифровых фотокамер.

Недостаток PhotoDraw - высокие (по сравнению с аналогичными программами) требования к аппаратным средствам (компьютерному железу).

Adobe Photoshop CS

Photoshop - главный продукт фирмы Adobe, основной графический растровый редактор, который используют во всем мире. В Photoshop можно редактировать любые растровые изображения.

Photoshop хорошо интегрирован с другими приложениями Adobe: Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Acrobat. Поставляемый совместно с Photoshop пакет ImageReady позволяет создавать профессиональную графику и анимацию для Сети.

Цена полной версии Adobe Photoshop CS - $650, стоимость апгрейда для пользователей предыдущей версии - $170.

Преимущества : Adobe Photoshop - лидер среди всех растровых программ, законодатель моды , эталон растрового редактора.

Недостатки : в целом недостатки этого пакета несущественны и могут быть выявлены лишь относительно родственных программ, которые или дешевле Photoshop, или имеют меньший размер и более низкие системные требования .

Векторная графика

В векторной графике изображения описываются с помощью математических формул. Так, например, из школьного курса математики известно как формулами описать такие графические примитивы, как линия, треугольник,

В обширном классе программ для обработки растровой графики особое место зани­мает пакет Photoshop компании Adobe. По сути дела, сегодня он является стандартом в компьютерной графике, и все другие программы неизменно сравнивают именно с ним.

Главные элементы управления программы Adobe Photoshop сосредоточены в стро­ке меню и панели инструментов. Особую группу составляют диалоговые окна - инструментальные палитры. Первичное получение оригинала происходит либо через меню Файл командой Открыть, либо командой Импорт. Импортом называют получение изображения от внешнего источника - сканера, цифровой фотокамеры. Связь графического редак­тора с внешними устройствами обеспечивается через программный интерфейс TWAIN, устанавливающий стандарт на параметры обмена данными с источниками изображений.

Прежде чем начать операции с оригиналом изображения, следует уяснить его пара­метры. Для этого командой Изображение » Размер изображения открывают диало­говое окно Размер изображения. В группах Размерность и Размер печатного оттиска приведены ширина и высота оригинала в пикселах и сантиметрах соответственно, а также разрешение (в пикселах на дюйм - ppi). От установленных значений зави­сят размер и качество изображения. Для целей электронной публикации лучше установить разрешение 72 ppi, для последующей распечатки выбирают разрешение, исходя из формулы ppi = 1,5 lpi, где lpi - линиатура растра, установленная на устройстве вывода. Для устройств, поддерживающих стохастическое ЧМ-растрирование, вместо lpi надо знать их разрешающую способность в dpi. Размер изображения лучше устанавливать в масштабе 1:1 по отношению к тому, что будет использовано в публикации, или несколько больше.

Панель инструментов является одним из основных средств для работы с изображениями. Большинство инструментов, представленных на панели, имеют альтернативные варианты. Их значки помечены маленьким треугольником (раз­ворачивающая кнопка). Если при нажатой кнопке мыши задержать указатель на таком значке, откроется линейка значков с вариантами инструмента.

Для работы с объектами предназначена группа значков, объединяющая инстру­менты Область, Лассо, Перемещение, Волшебная папочка. Инструментами Область и Лассо выделяют участок изображения, ограниченный геометрической фигурой. Инструмент Волшебная палочка осуществляет выборку области по принципу цве­тового (или ахроматического) совпадения в рамках границ охвата, установленных пользователем. Эти инструменты применяют для выполнения операций обтравки - обводки контуров объектов на изображении. Инструментом Перемещение пере­двигают выделенные области и копируют их.



Следующая группа инструментов предназначена для рисования и ретуши. Она включает Аэрограф, Кисть, Карандаш, Ластик, Штамп, Палец и обособленные инстру­менты для ретуши - Осветлитель, Затемнитель, Губка, Размытие, Резкость. Первые четыре инструмента имитируют работу своих реальных собратьев. Инструмент Штамп позволяет выполнять набивку - копирование выбранных участков изобра­жения по каждому щелчку мыши. Инструмент Палец имитирует сдвиг сырой краски (размывку) - прием, используемой художниками при письме маслом, гуашью, тушью. Инструменты с альтернативным выбором Резкость/Размывка позволяют изменять эти параметры на отдельных участках изображения, а инструменты Освет-литель/Затемнитель/Губка служат для местной коррекции яркости и цветовой на­сыщенности.

Третья группа инструментов (Перо, Текст, Линия, Заливка, Градиент, Пипетка) пред­назначена для создания новых объектов. Перо (и альтернативные инструменты) позволяет рисовать плавные криволинейные контуры. Инструментом Текст выпол­няют надписи. Инструмент Линия служит для рисования отрезков прямых. С помощью инструментов Заливка и Градиент выполняют заполнение выделенных участков изображения одним цветом, либо с плавным переходом между цветами. Инстру­мент Пипетка служит для точного определения цвета в любой точке изображения и принятия его как образца для инструментов панели.

В последнюю группу входят инструменты управления просмотром изображения. Инструментом Рука перемещают видимую область по изображению, а инструмент Мас­штаб предназначен для увеличения/уменьшения изображения в видимой области.

В нижней части инструментальной панели помещены элементы для работы с цве­том, масками, формой отображения элементов управления программы. Кон­трольная панель управления цветом показывает основные цвета фона и переднего

плана. В левом нижнем углу расположен значок, щел­чок на котором устанавливает цвета, принятые по умол­чанию. Элемент управления Маска позволяет работать в режимах Стандартный или Быстрая маска. Наконец, элемент управления режимом отображения позволяет переключаться между Стандартным режимом, Расши­ренным (скрывается строка заголовка окна программы) и Полным (панель меню сворачивается и помещается в виде кнопки в верхней части панели инструментов).

Инструментальные палитры представляют собой диалоговые окна особого вида. Они служат для настройки параметров основных инструментов и проведения некото­рых операций с изображением. Всего в программе Adobe Photoshop 5.0 присутствует десять инструментальных палитр.

Управление отображением палитр осуществляется из меню Окно ^ Спрятать.../ Показать... Неиспользуемые палитры можно удалить с экрана щелчком на закры­вающей кнопке. Щелчком на сворачивающей кнопке палитру сокращают до раз­мера строки с корешками вкладок. Справа под строкой заголовка окно палитры имеет кнопку меню, щелчок на которой открывает доступ к контекстному меню настройки параметров палитры. Некоторые палитры имеют командные кнопки, раскрывающиеся списки, поля ввода и другие элементы управления. Назначение конкретного элемента управления поясняет всплывающая подсказка, появляющаяся при задержке указателя мыши на интересующем элементе.

Палитры можно перемещать по экрану методом перетаскивания. Новые палитры создают «сборкой» из имеющихся элементов. Для этого, подцепив указателем мыши корешок одной из вкладок палитры, его перетаскивают в окно другой палитры. Если вкладку разместить на свободном поле экрана, она преобразуется в незави­симую палитру.

Палитра Кисти управляет настройкой параметров инструментов редактирования. В режим редактирования кисти входят после двойного щелчка на ее изображении в палитре. Щелчок при нажатой клавише CTRL уничтожает кисть. Двойным щелч­ком на свободном поле палитры открывают диалоговое окно формирования новой кисти, которая автоматически добавляется в палитру.

Палитра Параметры служит для редактирования свойств текущего инструмента. Открыть ее можно не только из строки меню, но и двойным щелчком на значке инструмента в панели инструментов. Состав элементов управления палитры зави­сит от выбранного инструмента.

Палитра Инфо обеспечивает информационную поддержку средств отображения. На ней представлены: текущие координаты указателя мыши, размер текущей выде­ленной области, цветовые параметры элемента изображения и другие данные.

Палитра Навигатор позволяет просмотреть различные фрагменты изображения и изменить масштаб просмотра. В окне палитры помещена миниатюра изображения с выделенной областью просмотра.

Палитра Синтез отображает цветовые значения текущих цветов переднего плана и фона. Ползунки на цветовой линейке соответствующей цветовой системы позво­ляют редактировать эти параметры.

Палитра Каталог содержит набор доступных цветов. Такой набор можно загрузить и отредактировать, добавляя и удаляя цвета. Цветовой тон переднего плана и фона выбирают из состава набора. В стандартном комплекте поставки программы предус­мотрено несколько цветовых наборов, в основном компании Pantone.

Палитра Слои служит для управления отображением всех слоев изображения, начи­ная с самого верхнего. Возможно определение параметров слоев, изменение их порядка, операции со слоями с применением разных методов.

Палитру Каналы используют для выделения, создания, дублирования и удаления каналов, определения их параметров, изменения порядка, преобразования кана­лов в самостоятельные объекты и формирования совмещенных изображений из нескольких каналов.

Палитра Контуры содержит список всех созданных контуров. При преобразовании контура в выделенную область его используют для формирования обтравочного контура.

Палитра Операции позволяет создавать макрокоманды - заданную последователь­ность операций с изображением. Макрокоманды можно записывать, выполнять, редактировать, удалять, сохранять в виде файлов.

Особую группу программных средств обработки изображений представляют Фильтры . Это подключаемые к программе модули, часто третьих фирм, позволяющие обра­батывать изображение по заданному алгоритму. Иногда такие алгоритмы бывают очень сложными, а окно фильтра может иметь множество настраиваемых пара­метров. Из групп фильтров популярны продукты серий Kai"s Power Tools, Alien Skin, Andromeda и другие.

Программа Adobe Photoshop создана для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает все от полиграфии до интернета.

Основным элементов растрового изображения является точка. Если изображение экранное, то эта точка называется пикселом. В зависимости от того, какое графическое разрешение экрана используется операционной системой, на экране могут размещаться изображения, имеющие 640х480, 800х600, 1024х768 и более пикселов. С размером изображения непосредственно связано его разрешение, которое измеряется в точках на дюйм(dots per inch - dpi)(1 дюйм = 25,4 мм). Полиграфическая печать полноцветного изображения требует разрешения не менее 200-300 dpi.

Основным недостатком растровых изображений является невозможность их увеличения для рассмотрения деталей. При увеличении изображения точки становятся крупнее и искажают рисунок. Этот эффект называется пикселизацией.

Интерфейс Adobe Photoshop достаточно прост. Окно программы состоит из Основного Меню, Панели свойств, Строки состояния, Панели инструментов, а также многочисленных палитр.

Строка основного меню располагается в верхней части экрана Adobe Photoshop, сразу под строкой заголовка. Это единственный элемент программы, имеющий фиксированное положение, то есть не может быть перемещен в произвольное место экрана.

Для каждого инструмента панель свойств разная. Поэтому, когда мы выбираем новый инструмент, она меняется. Она позволяет настраивать параметры инструмента. Например, для инструмента Кисть можно на этой панели выбрать размер.

В нижней части окна Photoshop располагается строка состояния , отображающая служебную информацию. Строка состояния содержит напоминание о назначении выбранного инструмента и о клавишах-модификаторах, которые можно использовать с данным инструментом для доступа к дополнительным возможностям. Кроме того, строка состояния может сообщить вам, какой объем оперативной памяти (пространства на жестком диске) занимает изображение, какова эффективность использования оперативной памяти программой Photoshop, чему равен текущий размер файла подкачки на жестком диске и сколько времени затрачено программой на выполнение последней операции.

Применение различных инструментов Панели инструментов аналогично применению панели инструментов программы CorelDRAW и легко усваивается на практике.

1. Открыть программу Paint и выполнить задание 1.

2. Открыть программу Corel Draw и выполнить задания 2, 3 и 4.

3. Открыть программу Adobe Photoshop и выполнить задания 5, 6 и 7.

1. Постановка задачи.

2. Краткие сведения из теории.

3. Результаты выполненных работ.

4. Ответы на контрольные вопросы.

Задание 1. Графический редактор Paint

С помощью растрового графического редактора Paint составить собственную визитную карточку.

Визитка должна содержать:

    фамилию, имя, отчество;

    домашний адрес;

    домашний телефон;

    полное название учебного заведения;

    название факультета;

    дату рождения;

    изображение знака зодиака;

    любимое изречение, пословицу, поговорку или девиз.

При создании визитной карточки необходимо использовать следующие средства растрового графического редактора:

      прямоугольник, круг;

      заливку замкнутых областей;

      распылитель;

      текст на визитной карточке должен быть составлен с использованием не менее трех шрифтов различного размера (например, кегли 10, 14 и 18);

      при формировании знака зодиака следует использовать образцы, приведенные в методических указаниях.

Методические указания

Для получения изображения знака зодиака необходимо в зависимости от даты рождения выбрать из таблицы 1 свой знак зодиака. Нарисовать знак зодиака по точкам (в укрупненном масштабе). Рисунок нужно разместить внутри квадрата, взяв одну сторону квадрата размером 30…32 пикселя. Для этого целесообразно установить увеличение (масштаб) 8х.

Таблица 1. Образцы знаков зодиака

Для формирования изображения по точкам нужно на панели инструментов выбрать кнопку Масштаб и установить увеличение 8х или 6х. После этого в главном меню выбрать пункт Вид, затем – Масштаб, далее – Показать сетку.

Следует обратить внимание на следующий момент: щелчок левой кнопкой мыши закрашивает пиксель основным цветом, а щелчок правой кнопкой мыши – выбранным цветом фона.

Задание 2 . Графический редактор Corel Draw

Создание рисунка при помощи обрезки. Использование эффекта Контур (рисунок 3).

Методические указания

1. Используя инструмент Ellipse (Эллипс), нарисуйте круг.

2. Используя инструмент Freehand (Кривая), нарисуйте волнистую линию, проходящую через центр круга.

3. Выделите кривую, затем с нажатой клавишей Shift выделите круг.

4. Выберите Упорядочить - Формирование - Исключить .

5. Выберите Упорядочить - Разъединить кривая, после этого верхнюю и нижнюю часть можно разъединить.

6. Выделите верхнюю половину круга, используя Интерактивный контур, измените ее цвет как показано на рисунке.

7. Аналогично оформите нижнюю половину круга.

8. Добавьте эллипс, изображающий глаз, еще один эллипс, поменьше, в качестве зрачка и третий, совсем маленький эллипс, в качестве блика на глазном яблоке.

Рисунок 3 – Картинка для задания 2

Задание 3. Графический редактор Corel Draw

Согласно варианту выполнить задание в CorelDraw.

Вариант 1

    Нарисовать пятиугольник и трансформировать его в звезду.

    Нарисовать параболу с помощью кривых Безье и добавить оси координат.

    Нарисовать кривую линию и создать текст вдоль кривой.

    Создать эмблему своей специальности.

Вариант 2

    Преобразовать прямоугольник в неправильный пятиугольник.

    Создать текст и сделать его объемным, вращая придать ему наклон.

    Нарисовать эллипс и сделать из него лампочку.

    Создать эмблему вуза.

Вариант 3

    Создать сложный объект с отверстием и закрасить его, используя цвет и текстуру.

    Создать текст, провести форматирование, перекос и вращение.

    Нарисовать эллипс и получить из него листочек, выполнить заливку.

4. Создать эмблему города.

Вариант 4

1. Нарисовать прямоугольник с наложенным на него эллипсом и произвести выдавливание последнего.

    Создать фигурный текст, провести операции форматирования, вращения и создать перспективу.

    Получить зеркальное отображение многоугольника слева от основной фигуры.

    Создать логотип авиакомпании.

Вариант 5

    Преобразовать прямоугольник в неправильный восьмиугольник.

    Создать текст, сделать его объемным и создать перспективу.

    С помощью кривых Безье нарисовать неправильный пятиугольник.

    Создать эмблему кафедры «Информатика».

Вариант 6

    Нарисовать 3-4 фигуры, ввести в каждую текст, соединить их соединительными линиями.

    Создать дуги и сектора эллипса, соединив их соединительными линиями.

    Создать текст и выполнить смещение символов из исходных положений.

4. Создать эмблему оздоровительного комплекса.

Вариант 7

    Нарисовать прямоугольник, проставить размеры.

    Нарисовать окружность, увеличьте толщину абриса окружности и создайте текст вдоль внутренней стороны абриса окружности.

    Нарисовать эллипс и сделать из него колокол.

    Создать визитную карточку TОО «АСПИРИН» (сеть продажи лекарственных препаратов).

Вариант 8

1. Нарисовать несколько объектов, увеличить толщину линий, закрасить их абрис и залить разными цветами.

2. Построить сетку, количество строк 4, количество столбцов - 5.

3. Создать фигурный текст, выполнить заливку, изменить кернинг - расстояние между символами текста.

4. Создать логотип дисциплины «Информатика».

Вариант 9

1. Нарисовать три объекта, закрасить их и использовать различную текстуру.

2. Создать фигурный текст, выполнить заливку, преобразовать его в кривую, измените форму символов.

3. Нарисовать прямоугольник, дублировать его и создать скос обеих фигур.

4. Создать визитную карточку ТОО «Продажа автомобилей».

Вариант 10

    Создать спирали трех видов.

    Нарисовать семиугольник, выполнить скос объекта и повернуть его вокруг произвольной точки.

3. Создать текст, используя преобразование перспективы построить простейшую текстовую композицию представленную на рисунке. Пользуйтесь одноточечной перспективой, гарнитуру и кегль для текстов подберите по своему усмотрению.

4. Создать эмблему строительной фирмы.

Вариант 11

1. Нарисовать прямоугольник, выполнить его заливку. Задать скругление углов прямоугольника.

2. На четырех, наложенных друг на друга объектах, научитесь переходить со слоя на слой.

3. Нарисовать овал, выполнить заливку текстурой, создать тень овалу. По внешней стороне овала расположить текст, задать расстояние от кривой до текста 5 мм.

4. Создать эмблему «СПОРТИВНЫЙ КЛУБ».

Вариант 12

1. Создать симметричный узор из нескольких объектов, взятых из меню «Символы».

2. Нарисовать прямоугольник с размерами по горизонтали 100 мм, по вертикали 50 мм. Выполнить наклон прямоугольника. Применить к нижней линии прямоугольника Интерактивное перетекание. Выполнить градиентную заливку.

    В созданный объект добавить текст Times New Roman , размер 24 пункта, шрифт - жирный, выравнивание – по центру.

4. Создать визитную карточку фитнес клуба.

Вариант 13

1. Нарисовать шестиугольник, используя эффект интерактивная тень создайте тень (см. рисунок):

2. Создать сетку.

3. Нарисовать график роста доходов за первое полугодие (см. рисунок):

4. Используя средства для работы с текстом, создать логотип, состоящий из первых букв вашего имени и фамилии.

Вариант 14

1. Написать текст PowerClip. (Arial Black, размер шрифта 200). Выполнить импортирование рисунка из формата jpeg. Применяя эффекты PowerClip, поместить рисунок внутрь контейнера текста.

2. Нарисовать овал. Используя упорядочивание объекта продублировать овал по кругу относительно центра, угол поворота задать 10. Выполнить объединение и заливку объекта.

3. Построить прямоугольник. Изменить форму объекта, используя инструмент Интерактивное искажение. Фигуру сделать объемной, используя Интерактивное выдавливание. Добавить фигурный текст “Векторная графика”

4. Создать визитную карточку «КОМПЬЮТЕРНЫЕ КУРСЫ».

Вариант 15

    Создать многоугольники следующего вида:

2. К одному из многоугольников, созданный в пункте 1 применить скос, а затем горизонтально отразить объект.

3. По контуру восьмиугольника расположите текст, выполните его заливку.

4. Создать визитную карточку «Канцелярские товары».

Вариант 16

    Нарисуйте прямоугольник и овал, и пользуясь инструментом Удаление виртуального сегмента, получите один объект.


2. Создать текст, показанный на рисунке.

3. Нарисуйте квадрат. Выполните градиентные заливки: а - линейная, б - радиальная, в - коническая, г - квадратная.

4. Создать эмблему «Магазин бытовой техники».

Вариант 17

1. Выберите инструмент Звезда и нарисуйте 8-конечную звезду. Примените к ней заливку серым цветом с интенсивностью 50-70 процентов.

2. Построить дубликат звезды с меньшими размерами, используя Преобразования / Масштаб. Абрис полученных объектов сделайте прозрачным.

3. Выполните интерактивное перетекание от меньшей звезды к большей, задав число шагов 15.

4. Создать эмблему «СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ».

Вариант 18

    Нарисовать восьмиугольник и трансформировать его в звезду.

2. Создать фигурный текст, задав гарнитуру и кегли символам, как показано на рисунке.

3. Создать объекты прямоугольник, квадрат, эллипс. Выполнить наложение объектов, как показано на рисунке:

4. Создать эмблему «ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНСТВО».

Вариант 19

1. Создать многоугольник. Получить зеркальное отображение многоугольника справа от основной фигуры.

2. Нарисовать эллипс, выполнить заливку, изменить толщину и цвет абриса, создать эффект тени.

Тема: Обработка растровой графики в программе Adobe Photoshop

Цели урока:

Главная дидактическая цель: Сформировать представление о компьютерной графике и областях ее применения.

Операциональные цели:

    выделить основные возможности программы Adobe Photoshop;

    рассмотреть основные инструменты и палитры;

    дать понятие слоя;

    рассмотреть принципы создания анимированных изображений;

    указать на различие форматов графических файлов GIF и JPEG.

    Назначение и основные возможности программы Adobe Photoshop.

    Интерфейс программы Adobe Photoshop.

    Работа со слоями и палитрами.

    Создание GIF-анимации в Adobe ImageReady.

    Форматы графических файлов для Интернета.

    Назначение и основные возможности программы Adobe Photoshop

Среди художников-иллюстраторов, дизайнеров, фотографов и мультипликаторов популярен растровый графический редактор Adobe Photoshop , позволяющий воплотить любой художественно-живописный замысел, создавать и трансформировать реалистические изображения. Используется: в веб-дизайне, полиграфии, дизайне компьютерных программ, работе художников. Имеет все необходимые возможности по созданию коллажей, изменению яркости, контраста, цветности изображения, по ретушированию фотографий и многое другое.

Фотошоп от компании Adobe является лидером в обработке растровых изображений и дизайна. В новой версии помимо стандартных и уже привычных возможностей появились функции работы с трехмерной графикой, а так же с видео. Естественно возможности работы 3D ограничены, но при правильном их использовании, можно получить невероятные результаты, как при обработке и ретушировании фотографий, так и при рисовании. Но а возможности работы с видео, делают Фотошоп программой полного цикла для обработки и подготовки графики для WEB .

Выделим основные возможности и особенности программы Adobe Photoshop:

    Основное назначение программы Adobe Photoshop - создание фотореалистических изображений, работа с цветными сканированными изображениями, ретуширование, цветокоррекция, коллажирование, трансформации, цветоделение и др.

    Программа позволяет легко изменять цветовое представление документов (в градациях серого, черно-белого, RGB или CMYK и др.).

    Photoshop - это программа растровой графики, т. е. любой элемент изображения строится по точкам.

    Редактор рассчитан для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает всё - от полиграфии до Интернета.

    Photoshop замечательно работает как приложение для сканирования фотографий, и совместим со всем видами сканеров. Это очень удобно, так как полученное изображение вы можете тут же и отредактировать, не перетаскивая его в другие программы.

    В последних версиях в связке с Photoshop идет программа Adobe ImageReady , которая открывает много возможностей для оптимизации размера файла, что актуально для Web-графики. Также она позволяет значительно облегчить подготовку анимированных изображений, используя все возможности Photoshop.

    Photoshop может понимать и векторную графику! Правда, это не является его визитной карточкой, но получить любой сложный и точный векторный контур или путь он может, что бывает очень удобно для создания коллажей и анимации.

    Интерфейс программы Adobe Photoshop

В левой части экрана находится палитра (панель) инструментов", с помощью которых можно создавать и редактировать изображение: выделять его области, перемещать их, закрашивать и т. д. Их в Photoshop довольно много, поэтому они объединены в группы. Рядом с некоторыми пиктограммами расположена маленькая стрелочка. Если по ней щелкнуть, то открывается всплывающая палитра, содержащая инструменты, входящие в группу.

Инструменты выделения

Выделение прямоугольной области изображения.

Выделение овальной области изображения.

Выделение области шириной в один пиксель по горизонтали.

Выделение области шириной в один пиксель по вертикали.

Лассо. Выделение криволинейной области произвольной формы. При нажатии клавиши Alt можно создать контур, состоящий из прямых отрезков.

Полигональное лассо. Выделение произвольной многоугольной области. От предыдущего отличается тем, что позволяет достичь более точного выделения.

Магнитное лассо. Выделение области изображения по линии цветового контраста. При этом контур выделенной области создается автоматически.

Волшебная палочка. Выделение областей на основе сходства цветов.

Инструмент перемещения.

Перемещение выделенной области, слоя или направляющей.

Инструмент кадрирования.

Кадрирование (обрезка) изображения.

Инструменты рисования.

Кисть. Имитация мазков кисти. Края линии нарисованной с помощью кисти несколько размыты.

Карандаш. Создание линии с четкими, не размытыми краями.

Аэрограф. Создание штрихов с мягкими, размытыми краями.

Штамп. Копирование одной части изображения с последующим его наложением на другую часть.

Штамп узора. Копируется часть произвольного изображения, содержимое которого задается с помощью команды Редактирование, Определить образец.

Историческая кисть. Возвращение изображения в любой из его предыдущих вариантов. По своему функционированию этот инструмент аналогичен команде Отменить, но имеет более широкий спектр возможностей.

Узорная кисть событий. Закрашивание изображения с помощью стилизованных мазков, имитирующих начертание различных стилей краски.

Ластик. Удаление фрагментов изображения с возвращением к цвету фона или нижележащего слоя изображения. Выполнение команды при нажатой клавише Alt приводит к восстановлению фрагментов или слоев изображения.

Фоновый ластик. Удаление участков фонового изображения.

Волшебный ластик. Удаление области изображения с заданным цветом

Градиент. Создание плавного перехода от одного цвета к другому с использованием множества промежуточных цветов.

Заливка. Заполнение одинаково окрашенных областей цветом переднего плана.

Инструменты редактирования.

Размытие. Уменьшение резкости (контрастности) выбранных фрагментов изображения. Использование этого инструмента при нажатой клавише Alt приводит к увеличению резкости.

Резкость. Повышение резкости (контрастности) выбранных фрагментов изображения. Использование этого инструмента при нажатой клавише Alt приводит к уменьшению резкости.

Палец. Размывание цвета на каком-либо фрагменте изображения.

Осветлитель. Осветление выбранных фрагментов изображения. Использование этого инструмента при нажатой клавише Alt приводит к затемнению изображения.

Затемнитель. Затемнение выбранных участков изображения. При нажатии клавиши Alt происходит переключение на инструмент Осветлитель.

Губка. Изменение насыщенности цветов в изображении.

Лечащая кисть. Отбор образца цвета при нажатой клавише Alt и замена цвета.

Замена цвета.

Инструмент Текст

Текст. Создание в изображении надписей на отдельном текстовом слое.

Инструменты масштабирования.

Рука. Перемещение изображения в пределах окна документа

Лупа. Увеличение или уменьшение (при нажатой клавише Alt) масштаба просмотра изображения.

Фрагмент. Разбиение изображения на фрагменты, которые впоследствии могут быть преобразованы в гиперссылки.

Выбор фрагмента. Выделение имеющихся в изображении фрагментов.

Инструменты измерения

Пипетка. Отбор образца цвета. Цвет, отобранный из точки на изображении, становится цветом переднего плана.

Цветовая проба. Получение информации о цвете нескольких точек одновременно

Линейка. Измерение расстояний между любыми точками изображения, а также углов наклонных линий в изображении

    Работа со слоями и палитрами

Представьте себе, что все детали изображения нарисованы на отдельных листах прозрачной пленки. Если такие листы наложить друг на друга, то вы увидите изображение целиком. Листы можно сдвигать, вращать, менять местами, добавлять новые и удалять ненужные - каждый раз изображение будет выглядеть по-разному. Если вставить между ними цветную пленку, то все изображение окрасится оттенками одного цвета. Слой в Adobe Photoshop - это и есть такой лист.Слой - часть рисунка, лежащий меж или поверх подобных. Слои используются для получения сложных рисунков. Слои можно создавать, копировать, удалять, менять местами с помощью палитры Слои.

Каждый создаваемый в программе Adobe Photoshop документ сначала состоит только из фона. Если говорить на языке аналогий, то фоновый слой можно сравнить с холстом художника. Фоновый слой может быть белым, окрашенным в текущий цвет заднего плана либо прозрачным. Эти параметры (характеристики) вы можете задавать каждый раз при создании нового изображения. Вручную вы можете добавить в документ один или несколько слоев. Слои предоставляют пользователю возможность редактировать отдельные элементы изображения независимо друг от друга. Таким образом, вы можете изменять и перемещать содержимое любого слоя, не затрагивая при этом объекты, расположенные на других слоях. Слой, в котором вы в данный момент работаете, называется активным .

Текст создается и редактируется на особых текстовых слоях. Следует помнить, что если в дальнейшем необходимо редактировать введенный текст, то изображение необходимо сохранять в форматах, поддерживающих слои: PSD, TIFF, PDF.

Чтобы сделать изображение оригинальным и эффектным, к отдельным его слоям применяют различные эффекты. Эффект - это набор некоторых процедур, выполняемых над одним слоем изображения, в результате которого получается имитация тени, свечения, рельефа и т. д. За время существования программы Photoshop появилось много таких эффектов, которые стали стандартными. Это различные тени, ореолы и скосы и др.

В Photoshop имеется множество фильтров , создающих различные художественные и специальные эффекты, которые помогают оживить или стилизовать фотографию. Фильтры разбиты на группы, названия которых говорят об их назначении.

Основные элементы управления сосредоточены в так называемых плавающих палитрах, которые соединены в группы. Каждая палитра представляет собой вкладку и имеет ярлык с названием. Почти вся работа с изображением производится с помощью палитр.

Палитра История (History) отображает все действия и шаги по созданию и редактированию изображения. Существует возможность вернуть документ почти в любое состояние, которое он имел на этапах редактирования.

Палитра Цвет (Color) предназначена для определения цветов. Здесь можно выбирать необходимые цвета, используя бегунки на полосах, или используя курсор, который при наведении на нижнюю палитру пипеткой отображает цвет в шестнадцатеричной системе отсчета. Имеется также выпадающее меню палитры. Палитра цвета служит для назначения цветов фона и переднего плана, а также для их редактирования в различных цветовых моделях (RGB, CMYK, HSB).

Палитра Навигатор (Navigator) облегчает управление масштабом демонстрации изображений и выбором видимой их части при работе под увеличением, Перемещая бегунок внизу палитры, можно произвольно увеличивать/уменьшать отображение картинки е рабочем окне.

Палитра Слои (Layers) служит для управления монтажными слоями композиции, расположение различных элементов изображения в отдельных слоях дает возможность легкого и независимого редактирования, выравнивания, копирования, сведения. В каждом слое можно управлять его прозрачностью и изменять режимы наложения слоев. К слою можно применить разнообразные фильтры, которые позволяют достичь нужных эффектов при создании изображения. Текущий слой всегда выделен синим цветом и помечен пиктограммой Кисть . Видимость слоя маркируется пиктограммой Глаз .

    Создание GIF-анимации в Adobe ImageReady

Анимированные GIF-изображения остаются самым популярным способом "оживления" Web-страницы. Практически они стали стандартом для рекламных заставок в Интернете. Причина этого вполне понятна: большинство посетителей Web-страниц реально могут увидеть GIF-анимацию полностью, независимо от типа имеющегося у них компьютера или применяемого браузера. В этом и состоит отличие GIF от Flash, Java и Dynamic HTML - весьма эффективных и все более популярных форматов, для работы с которыми требуются, однако, специальные дополнительные модули, загружаемые апплеты или новейшие браузеры.

Формирование анимированных GIF-изображений основано на одном из старейших принципов анимации - быстрой смене картин, слегка отличающихся друг от друга. Как правило, все анимированные GIF-файлы содержат ряд отдельных кадров, при последовательном просмотре которых создается иллюзия движения. Как правило, каждый кадр размещается на отдельном слое, чтобы было легче управлять положением его объектов.

Рис. 4.1. Первый кадр

Рис. 4.2. Последний кадр

Сколько же всего может потребоваться кадров для создания анимированной картинки? Изобразим перелет бабочки с одного цветка на другой. На рис. 4.1. изображен первый кадр: бабочка слетает с одного цветка, а на рис. 4.2. последний кадр: бабочка подлетает к другому цветку. Если включить в анимацию только эти два кадра, то мы не увидим собственно движения (полета) бабочки с цветка на цветок, а перед нами будут поочередно сменять друг друга две картинки. Для того, чтобы наблюдать перелет бабочки между цветами, необходимо создать промежуточные кадры, показывающие бабочку в различные моменты этого перелета, как это сделано на рис. 4.3.

Совместно с Photoshop развивается и приложение Adobe ImageReady - программа, поставляемая вместе с Photoshop и предназначенная для оптимизации изображений, создаваемых для Web-страниц, создания анимации и ролловеров (элементов Web-страниц, меняющих свой вид в разных ситуациях). С помощью этой программы проще всего реализуется анимация из заранее подготовленных файлов рисунков, содержащих фазы движения, однако в ней предусмотрена и возможность автоматического расчета промежуточных кадров. Наибольший интерес представляет палитра Animation (Анимация), которая позволяет задавать свойства каждого слоя (рис. 4.4.).

Рис. 4.4. Кадры анимации

    Форматы графических файлов для Интернета

Photoshop позволяет оптимизировать размер файлов и сохранять их в форматах для Интернета. Чем больше графики содержит Web-страница, тем медленнее она будет загружаться при просмотре пользователем. Однако страницы, вообще лишенные графического оформления, теряют свою индивидуальность и выразительность. Поэтому проектировщик сайта должен стать посредником между дизайнером и пользователем и строго выдерживать равновесие между визуальной привлекательностью и разумной скоростью доставки информации в Сети. Чтобы успешно решать эту проблему, необходимо знать все используемые в Интернете графические форматы, области их применения и особенности использования, понимать различия между ними.

GIF и JPEG- это два наиболее популярных графических формата, которые давно стали фактическими стандартами для использования на WWW. Оба достаточно универсальны и читаются большинством браузеров.

Для Web-страницы фотографии лучше всего сохранять в формате JPEG (рис. 1.9), а иллюстрации - в формате GIF (рис. 1.10).

Применение формата GIF: текст, логотипы, иллюстрации с четкими краями, анимированные рисунки, изображения с прозрачными участками.

    Поддерживает не более 256 цветов, поэтому, если у вас есть красивая фотография с плавными переходами и едва уловимыми оттенками цвета, то после преобразования ее в формат GIF все будет гораздо хуже - оттенки перестанут быть неуловимыми, и вся фотография приобретет неестественный, нереалистичный вид.

    GIF-файлы практически не сжимаются архиваторами типа FKZIP, т. е, уменьшить размер GIF-файла архивацией вам не удастся.

    Поддерживает чересстрочную развертку для того, чтобы еще до полной загрузки изображения уже можно было приблизительно понять суть рисунка и решить, продолжать ли его скачивание.

    Поддерживает прозрачность фона изображения. Это удобно в том случае, когда изображение будет помещено на Web-странице поверх фонового рисунка (обоев страницы).

    Имеет возможность сохранения в одном файле нескольких изображений, что находит свое применение при изготовлении анимированных GIFob.

Применение формата JPEG: лучше всего JPEG подходит для хранения фотографий и других изображений, содержащих большое количество цветов, плавные цветовые переходы и мелкие разноцветные детали.

    Позволяет сохранять полноцветные изображения с количеством 16,7 млн цветов.

    Использует сжатие с потерями информации, за счет чего достигается большая степень сжатия файлов, т. е. размер файла сильно уменьшается без значительной потери качества изображения, что, естественно, влияет на скорость загрузки файла (изображения) в Интернете.

    Поддерживает прогрессивную развертку, т.е. изображение появляется вначале с плохим качеством, и в процессе загрузки постепенно улучшается, чтобы до полной загрузки изображения уже можно было приблизительно понять суть рисунка и решить, продолжать ли скачивание.

Вопросы для самопроверки:

    Для каких целей преимущественно используется программная среда Photoshop?

    К какому типу графических редакторов относится Photoshop?

    В чем заключаются основные возможности программы Photoshop?

    В чем особенность слоя в Photoshop? Какие операции можно применить к слою?

    На каких принципах строится создание анимированных изображений в программе Adobe ImageReady?

    В каком формате лучше сохранять файлы для публикации их в Интернете? Почему?

    В чем заключаются особенности формата CIF ?