Что такое Apple Pay и как он работает на самом деле. Как работают атомные подводные лодки Как устроен реактор атомной подводной лодки

Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо - главным образом уран - для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.

Радиоактивные материалы, подобные урану, выделяют тепловую энергию в процессе ядерного распада, когда неустойчивое ядро атома расщепляется на две части. При этом выделяется огромное количество энергии. На атомной подлодке такой процесс осуществляется в толстостенном реакторе, который непрерывно охлаждается проточной водой, чтобы избежать перегрева, а то и расплавления стенок. Ядерное топливо пользуется особой популярностью у военных на подлодках и авианосцах благодаря своей необычайной эффективности. На одном куске урана размером с мяч для гольфа подлодка может семь раз обогнуть земной шар. Однако ядерная энергия таит в себе опасность не только для экипажа, который может пострадать, если на борту произойдет радиоактивный выброс. В этой энергии заложена потенциальная угроза всей жизни в море, которая может быть отравлена радиоактивными отходами.

Принципиальная схема машинного отсека с ядерным реактором

В типичном двигателе с ядерным реактором (слева) охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора и используется для превращения другой воды в пар, а затем, остывая, вновь возвращается в реактор. Пар вращает лопасти турбинного двигателя. Редуктор переводит быстрое вращение вала турбины в более медленное вращение вала электродвигателя. Вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Кроме того, что электродвигатель передает вращение гребному валу, он вырабатывает электроэнергию, которая запасасется в бортовых аккумуляторах.

Ядерная реакция

В полости реактора атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, подвергается удару свободного нейтрона (рисунок ниже). От удара ядро расщепляется, и при этом, в частности, освобождаются нейтроны, которые бомбардируют другие атомы. Так возникает цепная реакция деления ядер. При этом освобождается огромное количество тепловой энергии, то есть тепла.

Атомная подлодка курсирует вдоль побережья в надводном положении. Таким кораблям надо пополнять топливо лишь один раз в два-три года.

Группа управления в боевой рубке наблюдает за прилегающей акваторией в перископ. Радиолокатор, гидролокатор, средства радиосвязи и фотокамеры со сканирующей системой также помогают вождению этого судна.

9 сентября 1952 г. вышло подписанное И.В. Сталиным Постановление СМ СССР о создании атомной подводной лодки (ПЛА). Общее руководство научно-исследовательскими работами и работами по проектированию объекта возлагалось на ПГУ при СМ СССР (Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов), а строительство и разработка корабельной части и вооружения - на Министерство судостроительной промышленности (В.А. Малышев, Б.Г. Чиликин). Научным руководителем работ по созданию комплексной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) был назначен А.П. Александров, главным конструктором ЯЭУ – Н.А. Доллежаль, главным конструктором лодки - В.Н. Перегудов.

Для руководства работами и рассмотрения научных и конструкторских вопросов, связанных с постройкой подводной лодки, при Научно-техническом совете ПГУ была организована Секция № 8, которую возглавил В.А. Малышев. Выполнение основных работ по ЯЭУ наряду с Курчатовским институтом поручалось Лаборатории "В", а ее директор Д.И. Блохинцев был назначен заместителем научного руководителя. Постановлением Совмина на Лабораторию "В" было возложено выполнение расчетно-теоретических работ, разработка твэлов, сооружение и испытание опытного реактора подводной лодки.

Первой и важнейшей задачей стал выбор типа реактора в качестве основного источника энергии, а также общего облика энергетической установки. Сначала это были реакторы на графитовом и бериллиевом замедлителе с тепловыделяющими трубами, несущими давление, близкие по типу к строящейся тогда Первой АЭС. Несколько позднее возникли установки, у которых замедлителем была тяжелая вода. И только потом (а по тем темпам это был один месяц!) появился корпусной водо-водяной реактор.

Таким образом, уже с самого начала в Лаборатории «В» рассматривались два варианта ЯЭУ для подводных лодок: с водным теплоносителем и жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. По инициативе А.И. Лейпунского работы по созданию транспортных ядерных установок были начаты в Лаборатории «В» еще в 1949 г.

К этому времени было известно, что в США ведутся работы по установкам двух типов: реакторы на тепловых нейтронах с водой под давлением и реакторы на промежуточных нейтронах с натриевым теплоносителем. Поэтому работы по созданию энергетических установок для атомных подводных лодок были развернуты в двух направлениях: водо-водяные реакторы и реакторы с жидкометаллическим теплоносителем.

Выбор эвтектического сплава свинец-висмут как теплоносителя для ядерных реакторов был сделан А.И. Лейпунским еще до начала развертывания работ в СССР по атомным подводным лодкам. Как вспоминает главный конструктор ЯЭУ Н.А. Доллежаль: «Этот вариант особенно поддерживал Д.И. Блохинцев , в то время директор Лаборатории «В» в Обнинске, где академик Александр Ильич Лейпунский работал над вопросами использования техники быстрых нейтронов. Его идея заключалась в том, что можно создать ядерную энергетическую установку для подводной лодки, в реакторе которой в качестве теплоносителя использовался бы жидкий металл (например, сплав свинца и висмута), и он мог нагреваться до достаточно высокой температуры без создания давления. А.И. Лейпунский был выдающимся ученым, и сомневаться в серьезности его предложений оснований не было».

Научным руководителем работ по созданию реакторов с жидкометаллическим теплоносителем был назначен А.И. Лейпунский , а после его смерти в 1972 г. – Б.Ф. Громов . Проекты серийных реакторных установок для подводных лодок разрабатывали ОКБ «Гидропресс» (г. Подольск) и ОКБМ (г. Нижний Новгород), а проекты самих кораблей – Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит».

В отличие от американцев, А.И. Лейпунский предложил и обосновал в качестве теплоносителя эвтектический сплав свинец-висмут, несмотря на его худшие теплофизические свойства в сравнении с натрием. Последующий опыт развития этих конкурирующих направлений подтвердил правильность выбора, сделанного им. (После нескольких аварий на наземном стенде-прототипе и опытной подлодке работы в США по этому направлению были прекращены.)

Одна из первых проблем возникла в самом начале работ при обосновании нейтронно-физических характеристик реактора с промежуточным спектром нейтронов, который формировался в активной зоне, из-за большой утечки нейтронов, обусловленной малыми размерами реактора и использованием бериллиевого замедлителя. А.И Лейпунский поставил перед В.А. Кузнецовым задачу создать критическую сборку, на которой можно было бы проверить методы и константы для расчета промежуточного реактора. Такая критсборка в 1954 г. была создана. Но 11 марта 1954 г., во время набора критмассы, произошел разгон реактора на мгновенных нейтронах. А.И. Лейпунский и все физики, занятые в эксперименте, были срочно госпитализированы в Москве.

Задача могла быть решена только при наличии крупномасштабных экспериментальных стендов, на которых оборудование отрабатывалось бы в условиях, близких к натурным. Поэтому в 1953 г. на базе Лаборатории «В» приступили к строительству полномасштабных стендов-прототипов ЯЭУ с водяным охлаждением (стенд 27/ВМ) и жидкометаллическим охлаждением (стенд 27/ВТ), которые были введены в эксплуатацию соответственно в 1956 и 1959 гг. Эти стенды представляли собой реакторные и турбинные отсеки атомных подводных лодок. На длительный срок они стали основной экспериментальной базой ФЭИ и Курчатовского института для отработки реакторов новых типов, равно как и базой Обнинского учебного центра ВМФ по подготовке экипажей подводных лодок.

Крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645)

Первая советская крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645) с ЯЭУ, охлаждаемой жидким металлом, в 1963 г. успешно прошла государственные испытания. В 1964 г. она совершила дальний поход в экваториальную Атлантику, во время которого (впервые в советском ВМФ) без всплытия в надводное положение прошла 12 278 миль за 1240 ходовых часов (51 сутки). Командиру лодки И.И. Гуляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Моряки дали высокую оценку ядерной энергетической установке. От Лаборатории "В" в этом уникальном походе участвовал один из создателей ЯЭУ, главный инженер стенда 27/ВТ К.И. Карих. В 1965 г. К-27 совершила второй поход, став первой советской атомной подводной лодкой, скрытно проникшей в Средиземное море.

В это время развернулось создание серии лодок второго поколения с ЯЭУ, использующей жидкометаллический теплоноситель свинец-висмут. В начале 1960-х годов в связи с созданием и выходом на боевое патрулирование в океан подводных ракетоносцев США, получивших название в западном мире «убийцы городов» (по типу выбора целей – их ракеты были нацелены на наши города), в СССР было принято решение о создании специальных противолодочных подводных лодок. Одним из пунктов программы стало задание на постройку малой скоростной автоматизированной лодки – истребителя подводных лодок, т.е. истребителя «убийц городов».

Проектирование атомной подводной лодки проекта 705 (советский шифр «Лира») началось после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР летом 1960 г. Главная задача – создание высокоманевренной, скоростной, малого водоизмещения подводной лодки с ЯЭУ, с титановым корпусом, с резким сокращением численности экипажа, с внедрением новых образцов оружия и технических средств.

Важнейшим элементом паропроизводящей установки новой лодки был ядерный реактор с теплоносителем свинец-висмут, разработанный под научным руководством ФЭИ. Тяжелая биологическая защита и невысокие параметры пара ЯЭУ с водо-водяным реактором (на тот период) приводили к большому удельному весу реакторной установки. Новый реактор с жидкометаллическим теплоносителем позволял сократить водоизмещение, диаметр прочного корпуса и длину подводной лодки, увеличить скорость подводного хода. Благодаря этому принципиальнымотличием новой паропроизводящей установки являлись компактность, блочность компоновки, высокая степень автоматизации и маневренность, хорошие экономические и массогабаритные показатели.

Атомная подводная лодка проекта 705

Особое место в освоении реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем заняла проблема технологии этого теплоносителя. Под этим словосочетанием понимаются методы контроля и поддержания требуемого качества теплоносителя и чистоты первого контура в ходе эксплуатации реакторной установки. Важность этой проблемы была осознана после аварии реактора на лодке К-27 в мае 1968 года. Соответствующие методы и устройства поддержания качества теплоносителя были разработаны, когда завершалось строительство запланированной серии ПЛА проектов 705 и 705К.

Первая крейсерская подводная лодка нового типа К-64 в декабре 1971 года была принята в опытную эксплуатацию. И хотя в составе флота несли боевую службу только шесть кораблей этого типа, появление в океане новой советской противолодочной субмарины наделало много шума и стало для ВМС США неприятной неожиданностью. Американские подводные стратегические ракетоносцы были поставлены в трудное тактическое положение. Малые размеры подводных лодок проекта 705, значительный диапазон глубины погружения, высокая скорость полного хода позволяли ей осуществлять маневрирование на максимальной скорости, невозможное для всех других типов подводных лодок, и даже уходить от противолодочных торпед. Корабли этого проекта за свои скоростные и маневренные качества были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса».

«Сейчас, оглядываясь назад, - пишет главный конструктор СПМБМ «Малахит» (где разрабатывался проект лодки) Р.А. Шмаков, - следует признать, что эта лодка была проектом XXI века. Она обогнала свое время на несколько десятилетий. Поэтому не удивительно, что для многих специалистов, испытателей, личного состава ВМФ она оказалась слишком трудной в освоении и эксплуатации».

«Идея создания такой лодки, какой стала ПЛА проекта 705, - отмечает заместитель главного конструктора проекта Б.В. Григорьев, - могла реализоваться только в 1960‑х годах, когда советское общество находилось на подъеме, открывались новые направления научных исследований и разработок, а оборона страны была важнейшим государственным приоритетом.» «Атомная подводная лодка проекта 705, – по определению секретаря ЦК КПСС и министра обороны СССР Д.Ф. Устинова, – стала общенациональной задачей, стала попыткой осуществить рывок для достижения военно-технического превосходства над западным блоком».

Командиры и офицеры подводных лодок с реакторными установками, разработанными в ФЭИ, давали очень высокую оценку самой лодке и её ядерной энергетической установке, называя ее «чудо-лодкой», сильно опередившей своё время.

Сегодня можно считать общепризнанным, что в ФЭИ под руководством А.И. Лейпунского заложены основы нового направления ядерной энергетики, а также в промышленном масштабе продемонстрирована уникальная реакторная технология. Это позволило обеспечить компактность реакторной установки, что важно при создании подводных лодок ограниченного водоизмещения, обеспечить высокие маневренные качества, повысить надёжность и безопасность реакторной установки.

Большой вклад в развитие этого направления внесли А.А. Бакулевский, Б.Ф. Громов , К.И. Карих, В.А. Кузнецов, И.М. Курбатов, В.А. Малых , Г.И. Марчук , Д.М. Овечкин , Ю.И. Орлов, Д.В. Панкратов, Ю.А. Прохоров, В.Н. Степанов, В.И. Субботин , Г.И. Тошинский, А.П. Трифонов, В.В. Чекунов и многие другие.

За последние пару лет мы привыкли пользоваться Apple Pay. Двойное нажатие на кнопку Home, подтверждение Touch ID, готово – покупка оплачена! На iPhone X нет ни кнопки Home, ни Touch ID. Соответственно, и Apple Pay работает по-другому. Ниже об этом подробнее.

Активация Apple Pay на iPhone X с помощью Face ID состоит из трёх частей.

Шаг 1: Двойное нажатие на боковую кнопку

Для начала нужно дважды нажать на боковую кнопку. Откроется экран с Apple Pay.

Шаг 2: Сканирование лица

После этого вы увидите маленькую анимацию на экране. Поднесите телефон к лицу и аутентифицируйте Face ID.

Шаг 3: Поднесите телефон к терминалу

Когда аутентификация будет завершена, вы увидите текст «Поднесите устройство к терминалу». Сделайте это, и платёж будет совершён. Дополнительные действия в случае необходимости нужно будет произвести уже на терминале.

Если вы привыкли пользоваться старым методом Apple Pay, к новому процессу придётся привыкать немного дольше. По сути способ остался тем же, но теперь он разбит на две части.

Не пропускайте новости Apple – подписывайтесь на наш Telegram-канал , а также на YouTube-канал .

4 октября 2016 года бесконтактная платежная система Apple Pay, наконец, добралась до России . В этой статье мы рассказали о том, как, с какими устройствами и банками работает новый для страны сервис, а также наглядно показали как происходит процесс оплаты.

Что такое Apple Pay

Apple Pay - бесконтактная платежная система компании Apple, позволяющая оплачивать покупки при помощи iPhone, iPad, Apple Watch и Mac. Отличается сервис невероятным удобством в использовании и высоким уровнем безопасности при оплате покупок. Последнее достигается за счет того, что данные о вашей карте не хранятся на устройстве и при совершении платежей не передаются продавцу.

Как происходит оплата

Для того чтобы оплатить покупку посредством Apple Pay используя iPhone, пользователю достаточно поднести смартфон к NFC-терминалу и приложить палец к Touch ID. Спустя секунду на экране появится надпись «Готово», которая сигнализирует об успешном прохождении платежа.

Оплата покупок при помощи Apple Watch так же не отличается сложностью. Дважды нажмите на боковую кнопку смарт-часов и поверните их дисплеем к NFC-терминалу. Секундное ожидание и платеж осуществлен, о чем Apple Watch сигнализируют прикосновением и звуковым сигналом.

Для оплаты интернет-покупок на Mac потребуется помощь iPhone (или Apple Watch), однако, и здесь все максимально просто. Выбрав в качестве способа оплаты Apple Pay, вы получите уведомление о покупке на iPhone. Для подтверждения покупки потребуется лишь положить палец на сканер Touch ID и дождаться оповещения о принятии платежа.

Какие устройства поддерживают Apple Pay

Выполнение бесконтактных платежей в магазинах посредством Apple Pay возможно на следующих устройствах:

  • iPhone 6/6 Plus.
  • iPhone 6s/6s Plus.
  • iPhone SE.
  • iPhone 7/7 Plus.
  • Apple Watch.
  • Apple Watch Series 2.

Смартфоны iPhone 5, iPhone 5c и iPhone 5s так же имеют поддержку Apple Pay, но проведение платежей возможно только с помощью смарт-часов Apple Watch, поскольку «пятерки» не оборудованы модулями NFC.

Оплата покупок при помощи Apple Pay в интернете возможна на всех вышеперечисленных устройствах, а также на:

  • iPad Pro, iPad Air 2, iPad mini 3 и более новых моделях.
  • Mac образца 2012 года или новее синхронизированных с iPhone или Apple Watch (на Mac должна быть установлена macOS Sierra).

Где принимают Apple Pay

Для того чтобы определить принимает ли магазин Apple Pay достаточно посмотреть на терминал. Если на нем изображен один из представленных ниже значков, значит свою покупку вы можете оплатить при помощи iPhone или Apple Watch.

Многие крупные торговые точки уже объявили о введении поддержки Apple Pay. Список партнеров следующий: супермаркеты «Азбука Вкуса», «Атак», «Ашан», «Магнит», автозаправки BP, магазины электроники М.Видео, Эльдорадо, re:Store, MediaMarkt, кофейни Starbucks и ЦУМ.

Что касается оплаты покупок в интернете, то сигнализировать о возможности совершения покупки при помощи Apple Pay будет логотип платежной системы, размещенный на сайте. Кроме этого, в некоторых мобильных приложениях возможность совершения платежей через Apple Pay уже появилась. Так, оплата простым касанием датчика Touch ID принимается в приложениях «ЖД билеты», App In The Air и официальном приложении авиакомпании S7.

Какие банки и карты поддерживает Apple Pay в России

Apple Pay в России поддерживает только Сбербанк и кредитные или дебетовые карты Mastercard. Другие банки, в числе которых Райффайзенбанк, «Яндекс.Деньги», «Тинькофф», Бинбанк, «Открытие», «ВТБ 24», Альфа-банк и «Русский стандарт» по словам их представителей, начнут поддерживать Apple Pay в начале ноября.

Система мобильных платежей Apple Pay, позволяющая использовать устройства компании Apple для бесконтактных платежей с помощью технологии NFC (ближней бесконтактной связи), впервые стала доступной в США с 20 октября 2014 года, и уже спустя 2 года – с 4 октября 2016 года, граждане России смогли её опробовать на своих «яблочных» телефонах. По сравнению с обычной оплатой по банковской карте, эта система является значительным шагом вперёд в удобстве, конфиденциальности, а в первую очередь – в безопасности платежей как в обычных магазинах, так и в интернете. А с учётом того, что все iPhone, начиная с 6 (шестой) версии, оснащаются чипами NFC – они поддерживают и Apple Pay, и не использовать такие возможности для их владельцев было бы по меньшей мере странно.

В нашем обзоре мы расскажем о принципе работы этого платёжного сервиса, о том, как его подключить, и как им начать успешно пользоваться. Описанная ниже технология – действительно новый уровень развития мобильных платежей, использование которой даёт владельцам смартфонов только преимущества, поэтому имеет смысл узнать о ней как можно подробнее.

Apple Pay. Что это такое?

На чём основан принцип работы?

Apple Pay - это удобный и безопасный способ оплаты покупок с мобильных (и не только их) устройств компании Apple в магазинах, приложениях и интернете.

В основе системы мобильных платежей Эппл Пей лежит технология токенизации карточных платежей – использование во время платежа платёжных токенов. Токеном является одноразовое (уникальное) сочетание цифр, которое не содержит 16-значного номера карты или других её реквизитов, и передаётся от мобильного устройства продавцу (и далее по цепочке прохождения платежа) через POS-терминал, поддерживающий бесконтактную оплату.

Технология платёжных токенов реализуется международными платёжными системами Visa и MasterCard (далее – МПС). Во время добавления карты в приложение Apple Pay, токен генерируется МПС совместно с банком-эквайером, выпустившим карту, и передаётся по защищённому каналу связи непосредственно в само устройство (смартфон, смарт-часы, планшет и т.д.) – все операции при этом шифруются.

Во время оплаты мобильным устройством, токен пересылается в подразделение международной платёжной системы, называемое сервис токенизации платежей: у Visa это VTS (Visa Token Service), а у MasterCard – MDES (Mastercard Digital Enablement Service). Далее сервис токенизации производит расшифровку полученных данных, устанавливая соответствие токена с номером пластиковой карты, и направляет эту информацию непосредственно банку-эмитенту для . Успешная авторизация разрешает провести оплату по карточке в торговой точке.

Подробно технологию токенизации мы рассмотрели в статье о , который основан на тех же принципах. Дополнительно отметим, что токен привязывается к конкретному устройству (или даже к конкретному типу покупки), его кража и последующее использование на другом устройстве () – просто бесполезная трата времени.

Такая транзакция тут же будет заблокирована со стороны МПС как минимум из-за несовпадения информации о привязки и устройства, с которого производится оплата. При этом международные платёжные системы могут оперативно разорвать связь между токенами и картой, перевыпустив их заново без причинения беспокойства владельцу смартфона и банковской карточки.

Как работает Эппл Пей пошагово?

Еще более подробно о технологии работы сервиса читайте на сайте поддержки компании (https://support.apple.com/ru-ru/HT203027) в обзоре функций безопасности и конфиденциальности системы Apple Pay.

Дополнительные уровни обеспечения безопасности

Описанный выше процесс оплаты обеспечивает безопасность при передаче платёжной информации вкупе с такими дополнительными уровнями безопасности, как:

Какие телефоны поддерживает Эппл Пэй?

Мобильные платежи с помощью системы Эппл Пэй можно совершать на различных яблочных устройствах – не только на современных, но и на уже морально устаревающих. Так, пользователи могут проводить подобные операции при наличии у них iPhone – от шестого и выше. Подробный список смартфонов, совместимых с рассматриваемой системой следующий:

  • iPhone SE;
  • iPhone 6 и 6 plus;
  • iPhone 6S и 6S plus;
  • iPhone 7 и 7 plus;
  • iPhone 8 и 8 plus;
  • iPhone X.

Устройства iPhone 5 и 5s (нет чипа NFC) можно использовать только совместно с Apple Watch – оплата проходит через смарт-часы.

Телефонами можно расплачиваться как в офлайн-магазинах, так и в интернете, в программах (приложениях) и в фирменном эппловском веб-браузере Safari.

В магазинах и программах можно расплачиваться смарт-часами Apple Watch всех модификаций:

  • Apple Watch Series 3;
  • Apple Watch Series 2;
  • Apple Watch Series 1;
  • Apple Watch (1-го поколения).

С планшетов iPad можно оплачивать в программах, в интернете и в Safari:

  • iPad Pro;
  • iPad (5-го поколения);
  • iPad Air 2;
  • iPad mini 4;
  • iPad mini 3.

Наконец, с ряда моделей компьютеров Mac можно оплачивать в интернете и в Safari:

  • Компьютер Mac (все модели, начиная с 2012 г.) в сочетании с iPhone с поддержкой Apple Pay или Apple Watch;
  • MacBook Pro с датчиком Touch ID.

Актуальную информацию о поддерживающих моделях можно найти на сайте компании: https://support.apple.com/ru-ru/KM207105 .

С какими банками и картами работает?

Платёжный сервис работает с кредитными и дебетовыми картами Mastercard и Visa практически всех крупных банков РФ, а также с различными платёжными системами. Самым первым о поддержке Apple Pay заявил крупнейший банк РФ – Сбербанк.


Информация взята с официального сайта Apple: https://support.apple.com/ru-ru/HT206637 .

Как добавить карту в Apple Pay?

Прежде чем добавить карту в систему, посмотрите, всё ли у вас к этому готово:

  • Убедитесь, что ваша банковская карточка и используемое устройство совместимы с системой Apple Pay;
  • Обновите операционную систему используемого устройства до последней версии;
  • Войдите в iCloud c помощью идентификатора Apple ID (это ваша учетная запись, используемая для доступа к различным виртуальным службам компании).

При добавлении карточек устройство должно быть подключено к интернету. На следующих девайсах: Apple Watch Series 3, iPhone X, iPhone 8 и 8 Plus вы можете добавить до 12 карт (на одно устройство). На более ранних моделях можно добавить на одно устройство до 8 карт.

Как подключить карту на iPhone?

Операция выполняется просто и быстро:

  1. Открываем приложение Wallet;
  2. Жмём на «Добавить платёжную карту»;
  3. Сканируем реквизиты карточки или вводим их вручную, после чего водим запрашиваемую информацию (имя и фамилию, срок действия, секретный код безопасности CVV2/CVC2, который можно найти на обратной стороне карты);
  4. Банк начнёт проверять карту, после чего необходимо нажать «далее»;
  5. Ожидаем смс-сообщения с паролем для подтверждения данных, который вводим в специальное поле «Код проверки». Если всё пройдёт удачно, то появится сообщение, что карта активирована;
  6. Теперь можно оплачивать свои покупки с добавленной карточки.

Можно добавить карты, используемые в iTunes или на других устройствах.

Добавляем карту на AppleWatch

Часы работают только в связке со смартфоном. Чтобы ими пользоваться, нужно сперва добавить карту на телефон (это мы уже сделали выше). После этого нам нужно:

  1. Запустить приложение Apple Watch на iPhone и перейдите на вкладку «Мои часы»;
  2. Нажмите «Wallet и Apple Pay»;
  3. Выбрать прикреплённую карту и нажать Добавить;
  4. Банк проверит карту и вышлет смс-сообщение с кодом подтверждения.

Управлять картами, добавленными на часы можно через телефон.

Смотрите видео о том, как подключить карту в Эппл Пей на iPhone и AppleWatch на примере карты Сбербанка:

Подключаем карту на iPad

Здесь похожий алгоритм:

  1. Переходим в Настройки;
  2. Выбираем Apple Pay и Wallet;
  3. Добавляем платёжную карту;
  4. Если подтверждённой в iTunes карты нет, вводим данные или фотографируем карту.
  5. Ждём добавления карты после её проверки банком-эмитентом.

Как начать пользоваться сервисом Apple Pay?

Платим в магазинах

Если вы заранее выбрали карту для оплаты по умолчанию, то процесс оплаты займёт пару секунд. Выбор любой другой карточки займёт ещё 2-3 секунды.

Оплата в магазинах возможна только с терминалов, поддерживающих функции бесконтактной оплаты – на данный момент терминалы с таким функционалом есть во всех крупных торговых сетях. Ищите на кассах или терминалах следующие символы:

Процедура оплаты с помощью смартфона iPhone 8 или более ранней модели:

  1. Если вы собираетесь платить выбранной по умолчанию картой, то положите палец на датчик Touch ID;
  2. Поднесите iPhone обратной стороной к бесконтактному устройству считывания и подержите до тех пор, пока на дисплее не появится галочка и надпись «Готово» (можно прикоснуться к терминалу или подержать над ним устройство на расстоянии нескольких сантиметров).

Как оплатить с помощью iPhone X:

  1. Дважды нажмите боковую кнопку, затем поглядите на iPhone X для прохождения визуальной аутентификации с помощью Face ID (или введите пароль);
  2. Поднесите iPhone обратной стороной к терминалу и подержите до тех пор, пока на дисплее не появится галочка и надпись «Готово»

Оплата с помощью AppleWatch:

  1. При использовании карты по умолчанию, дважды нажмите боковую кнопку на часах;
  2. Поднесите и задержите дисплей часов Apple Watch на расстоянии нескольких сантиметров от бесконтактного терминала;
  3. Подождите легкой вибрации устройства.

Платим в интернете

Для оплаты в программах, на веб-сайтах или в браузере Safari ищите соответствующие кнопки:

Достаточно нажать соответствующую кнопку, ввести необходимые данные (адрес, ФИО и т.д.) и подтвердить оплату введением пароля, прикосновением к Touch ID или аутентификацией по Face ID (см. выше).

Различные нюансы при использовании сервиса

  • При оплате на сумму более 1000 рублей вас могут (не всегда) попросить ввести на терминале PIN-код (той карточки, с которой проходит оплата);
  • При оплате покупок устройство необязательно должно быть подключено к интернету;
  • Сразу же после оплаты, непосредственно под картой высвечивается дата/время/название магазина/сумма платежа – эта информация сохраняется до следующей оплаты;
  • Вы можете посмотреть историю всех транзакций, произведённых с помощью мобильного телефона: заходим в Настройки и нажимаем «Wallet и Apple Pay»;
  • Если на устройстве отключить датчик Touch ID и удалить пароль, то все подключенные банковские карты будут с этого устройства УДАЛЕНЫ. При удалении пароля или выходе из iCloud с часов Apple Watch удаляются все кредитные, дебетовые и предоплаченные карты.

Плата за пользование: кому-то бесплатно, а кому-то платно

Важно отметить, что использование яблочного платёжного мобильного сервиса оплаты для владельца устройства совершенно бесплатно: никаких дополнительных комиссий не предусматривается. Всё так же, как и при оплате обычной пластиковой картой.

Но вот с банков-эмитентов компания удерживает комиссию 0,15% (в России) за каждую совершенную операцию оплаты.

Что делать, если телефон потерян или украден?

Если вы обнаружили пропажу, то вы можете оперативно приостановить или полностью запретить оплату покупок через Apple Pay для любого вашего устройства. Это можно сделать на странице учетной записи Apple ID (https://icloud.com/find) или в программе «Найти iPhone» (http://appstore.com/findmyiphone).

Приостановить обслуживание карт или полностью их удалить из сервиса можно, даже если устройство не подключено в данный момент к интернету и не подключено к сотовой сети или сети Wi-Fi. Эти же действия можно сделать по звонку в ваш банк.

Преимущества и недостатки сервиса

Преимущества

В качестве преимуществ необходимо отметить простоту, удобство, и, конечно, повышенный уровень безопасности при оплате покупок. Эта технология мобильных платежей на порядок сокращает риски компрометации вашей карты в случае мошеннических действий хакеров и прочих злоумышленников.

Самый лучший способ использования своей банковской карточки – это добавление её в сервис Эппл Пэй сразу после получения, ни разу не оплачивая ей покупки в торговых точках или в интернет-магазинах! После этого положите вашу карточку в самый дальний ящик и платите с вашего телефона.

Таким образом, если вы владелец яблочного устройства, то вы не должны игнорировать возможность безопасной бесконтактной оплаты с его помощью, тем более что за это ничего не надо платить – для вас эта технология бесплатна!

Даже если ваш iPhone украдут, то будет жалко его, а не денег на ваших счетах: во-первых, номера ваших карточек не хранятся в памяти телефона и на серверах корпорации, во-вторых, вы можете оперативно удалить эти данные в вашем аккаунте, и, в-третьих, вору ещё надо суметь войти на ваш телефон – современные средства защиты не дадут ему быстро это сделать.

Недостатки

К недостаткам мы прежде всего отнесём такие житейские трудности, как забывчивость или рассеянность. Так, если мы забыли зарядить телефон или часы, то нам в любом случае потребуются карточки.

Также стоит отметить, что далеко не каждый банкомат позволит снять деньги с карточки бесконтактным способом – только те, которые поддерживают эти функции.

Судя по отзывам, на некоторых моделях телефонах, особенно на восстановленных, сервис может работать нестабильно или вовсе не работать.

Опять же, не везде установлены терминалы с возможностью бесконтактной оплаты.

Подводя итоги

Apple Pay имеет в России отличные перспективы, не в последнюю очередь благодаря многочисленной армии поклонников яблочных устройств. Дальнейшее развитие подобных безопасных способов мобильной оплаты (а конкуренты тоже не дремлют, а развиваются: Samsung Pay и Android Pay) могут свести на нет классические небезопасные способы оплаты с помощью пластиковых карточек, что только на руку производителям телефонов. Да и для нас – пользователей, одни только плюсы. Это удобно, безопасно и конфиденциально. Рекомендуем обязательно присмотреться к Apple Pay, и подключить этот сервис к вашему устройству при наличии у вашего девайса подобной возможности.