Технология dolby digital plus. Что такое декодер dolby digital в телевизоре. Основные характеристики акустических систем

Dolby Digital – вмонтированное устройство декодирующего назначения, которое создает шестиканальное звуковое сопровождение спутниковых цифровых вещательных программ или мультимедийного видеоконтента, записанного на цифровой видеокассете, цифровой аудиокассете или с видеосервера.

Что такое декодер dolby digital в телевизоре

Декодер Dolby Digital представлен как система идеально чистого звука. Каналы (левый — центральный и правый — фронтальный) позволяют установить месторасположения источника звука. Отдельно распределенные каналы увлекают телезрителя охватывающими и льющимися с экрана звуками.

Зачем необходим декодер dolby digital в телевизоре

Процессор Dolby Digital стал продолжением ранее воплощенной в жизнь системы кодирования многоканального звука Dolby. При отсутствии сигнала шумопоглащения Dolby работает по принципу снижения шума, а в случае его наличия дает возможность мощному производительному аудио сигналу перебивать шум более низкого уровня. Именно поэтому, эта технология применяет психоакустическую модель слуха.

Внимание! В том случае если сигнал заполняет отдельную часть спектр, шумопоглащения Dolby снижает шумовой уровень в отдельных участках спектра, в которых отсутствует производительный сигнал, делая его незначительным. Это происходит потому, что звуковой сигнал скрывает только ближайший частотный шум.

Приставка Dolby Digital обхватывает множество других резервов:

  • увеличивает ресурсы устройства, гарантирует передачу звука высокой точности в формате 5.1;
  • создает правильный стереоскопический звук 5.1 с применением различных стереонаушников;
  • увеличивает звуковое расстояние при использовании динамиков для музыкального звуковоспроизведенья;
  • производит создание пространственного восприятия при использовании стереонаушники.
  • усиливает низкие звуковые частотности;
  • усиливает высокие частотности и повышает качество звукопроведения музыки путем исправления эффектов высокочастотных импульсов;
  • добавляет значительности воспроизведения монозвучания;
  • контролирует уровень звука путем поддержания стабильного уровня громкости.

Как пользоваться декодером dolby digital

Для того чтобы настроить системное устройство, телевизор должен поддерживать стандартные настройки.

Вместе с тем, видеозаписи также должны соответствовать формату DD+. Как правило, его используют во всех BluRay и на отдельных коммерческих каналах.

Для передачи видеоконтента Dolby Digital Plus с видеопроигрывателя на телевизор, а затем на оборудование мультимедийного комплекса потребуется стандартный кабель HDMI 1.3.

Более современный формат многоканального окружающего звука, получивший название Dolby Digital, был создан в 1992 году. В формате Dolby Digital, известном также как АС-3, были преодолены недостатки, присущие Dolby Surround. Это позволило поднять восприятие звука в домашнем кинотеатре на новый уровень.

Как видно из его названия, Dolby Digital является цифровым форматом, то есть подразумевает запись звуковой информации в виде последовательности нулей и единиц. Поэтому Dolby Digital применим только при использовании средств, обеспечивающих запись или передачу цифровой информации, например, DVD, лазерных дисков или систем цифрового спутникового телевидения. Фонограмму Dolby Digital нельзя записать на обычную магнитную ленту VHS (однако в порядке эксперимента она была записана на S-VHS). Тем не менее Dolby Digital был выбран в качестве формата объемного звука для северо-американских выпусков DVD, а также в качестве стандарта для телевидения высокой четкости. Dolby Digital может передаваться и с помощью системы цифрового спутникового телевидения, хотя в этом случае для приема звукового сигнала вам понадобится специальный цифровой ресивер системы Dolby Digital.

Помимо цифрового способа кодирования информации, Dolby Digital отличается тем, что в этом формате предусмотрено шесть дискретных (раздельных) звуковых каналов. Их дискретность позволяет исключить возможность нежелательного просачивания звука из одного канала в другой. Следует напомнить, что более старая система Dolby Surround была матричной: в ней использовалось сворачивание информации из фронтальных и тыловых каналов в два канала - правый и левый - и последующее разделение их при воспроизведении звука. Поскольку в системе Dolby Digital сигналы разных каналов не смешиваются, она может обеспечивать их практически идеальное разделение. В результате Dolby Digital обладает невиданными ранее возможностями точно локализовать звук в любой точке вашей гостиной.

Кроме того, в Dolby Digital используется не монофонический, а "расщепленный" канал окружения. Это означает, что левая и правая акустические системы могут воспроизводить совершенно независимые сигналы. Dolby Digital наилучшим образом передает замысел создателей фильма.

При использовании Dolby Digital все пять каналов передают полный частотный спектр звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим слухом - от самых низких (20 Гц) до самых высоких (20 кГц). Другим преимуществом Dolby Digital является наличие абсолютно независимого канала передачи дополнительной низкочастотной информации, позволяющего обеспечить наилучшую передачу звуков, возникающих при взрывах и ударах.

Поскольку используются пять дискретных широкополосных каналов плюс отдельный канал НЧЭ, Dolby Digital определяется как 5.1-канальный формат. При этом 1 после точки (.1) обозначает канал НЧЭ, имеющий ограниченную полосу частот.

Как работает система Dolby Digital

Dolby Digital формирует единый поток данных, в котором сигналы каждогоканала располагаются один за другим, подобно шести вагонам железнодорожного состава. Скорость цифрового потока всех шести каналов составляет 384"000 бит в секунду (384 кбит/с). Для сравнения отметим, что два канала цифрового звука на компакт-диске образуют поток данных со скоростью 1"411"200 бит/с. Другими словами, в Dolby Digital каждый канал кодируется с использованием в десять раз меньшего количества битов, чем при записи на обычный CD. В результате потери такого значительного количества информации качество звучания Dolby Digital оказывается хуже, чем у CD.

Недостатки формата Dolby Digital

К недостаткам формата можно отнести высокую степень сжатия информации (11:1).

Dolby Digital EX

Dolby Digital EX - формат с дополнительным центральным тыловым каналом, полученным по принципу матричного кодирования; обозначается, как 6.1.

Какой объем у звука

23.03.2009 17:35 Владимир Закаменный

В прошлой статье мы подробно объяснили, что же означают обозначения различных поддерживаемых устройством воспроизведения (проигрывателем) форматов файлов и носителей . Сейчас мы продолжим наш импровизированный ликбез и расскажем вкратце о форматах многоканального звука.

Форматы Dolby

Dolby Stereo - матричный формат записи звука. При записи в формате Dolby Stereo звук, предназначенный для каждого из четырех каналов, кодируется и записывается на два канала, а при воспроизведении декодируется вновь в четыре канала: левый, центральный, правый и задний (обычно направляется на две тыловые акустические системы одновременно).

Dolby 3 Stereo – система для домашнего кинотеатра, передающая информацию каналов окружающего звучания через левый и правый фронтальные громкоговорители, а звук центрального канала - через третий громкоговоритель.

Dolby Headphone – стандарт, предназначенный для перекодирования сигнала формата 5.1 в двухканальный сигнал для наушников. Позволяет донести до слушателя объемные звуковые эффекты, обычно используется при просмотре видеофильмов в наушниках.

Dolby Surround (DSS) – система, позволяющая из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук.

Dolby Pro-Logic (DPL) - система, позволяющая из закодированного двухканального сигнала выделять четыре звуковых канала: левый, центральный, правый и тыловой. Система использует дополнительный громкоговоритель центрального канала, который «привязывает» диалоги к экрану, а эффект окружающего звучания воспроизводится через тыловые каналы.

Dolby Pro Logic II - новая усовершенствованная версия формата Dolby Pro Logic. Основное отличие DPL II от DPL заключено в том, что организуется стереофонический тыловой канал, с расширенным диапазонам частот, наличие которого позволяет создать в зрительном зале более реалистичную и стабильную звуковую сцену. Имеется независимый канал низкочастотных эффектов. В общем, декодер позволяет из звуковой дорожки 2.0 (стереофонический звук) создать объемный звук формата 5.1. DPL II имеет два режима: «Movi» (для саундтреков кинофильмов) и «Music» (для музыкальных записей, записанных, например, на CD). Пользователь получает возможность просмотра и прослушивания старых записей своей коллекции с обновленным звучанием, соответствующим новым стандартам. Конечно, полученному многоканальному звуку будет далеко до полноценного звучания Dolby Digital или DTS, но в любом случае зритель вместо плоского двухканального звука получает объемный шестиканальный.

Dolby Pro Logic IIx - дальнейшее развитие стандарта Dolby Pro Logic II. Декодер Dolby Pro Logic IIx позволяет получить объемный звук стандарта 6.1 или 7.1, используя в качестве источника сигнал в формате 5.1 или простой стереосигнал.

Dolby Pro Logic IIz – новейший стандарт, использующий фронтальные каналы для создания трехмерных эффектов, таким образом добавляя к звуковому полю еще одно измерение в 7.1- и 9.1-конфигурациях. Dolby Pro Logic IIz обратно совместима с Dolby Pro Logic IIx.

Форматы Dolby Digital (AC-3)

Dolbi Digital (AC-3) - самый популярный на сегодняшний день формат многоканального звука, принятый в качестве звукового стандарта для видеодисков формата DVD. Этот полностью цифровой формат содержит 6 независимых каналов звука, из них 5 полнодиапазонных (30 – 20 000 Гц): три фронтальных (левый, центральный и правый) и два тыловых, плюс один низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Звучание фонограмм, записанное в формате Dolbi Digital, характеризуется очень высоким качеством звука - полностью отсутствует шум носителя (как это явно присутствует, например, в аудио кассетах).

Dolby Digital Live – технология, позволяющая в режиме реального времени конвертировать звук от компьютера или игровой приставки в формат Dolby Digital 5.1, обеспечивая качественное звучание и простое (с помощью одного разъема) подключение к AV ресиверу для воспроизведения.

Dolby Digital Surround EX - стандарт многоканального звука формата 6.1. От Dolby Digital отличается добавлением дополнительного канала (центр-тыл). Сигнал для центрального тылового канала декодер получает из левого и правого тыловых каналов. Дополнительный канал позволяет добиться более детальной звуковой картины.

Dolby Digital Plus – стандарт, специально разработанный для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV. Обеспечивает высокое качество объемного звука. Dolby Digital Plus поддерживает обработку потока аудиоданных со скоростью до 6.144 Мбит/с. (для сравнения, для стандарта Dolby Digital эта цифра составляет 640 кбит/с.), поддерживает до 13 независимых звуковых каналов, разрядность 24 бит на канал и частоту дискретизации 96 кГц.

Dolby TrueHD – стандарт, предназначенный для декодирования цифровой звуковой дорожки, записанной на диске, в многоканальный аналоговый сигнал. Стандарт Dolby TrueHD был специально разработан для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV и обеспечивает высокое качество объемного звука. Он поддерживает до 14 аудиоканалов, разрядность данных 24 бит, частоту дискретизации 96 кГц, полосу пропускания до 18 Мбит/с., позволяет преобразовать звук без потери качества (lossless). Поток данных в стандарте Dolby TrueHD поддерживается интерфейсом HDMI.

Форматы DTS

DTS – аналоговый Dolby Digital формат многоканального звучания, обеспечивающий несколько более высокое по сравнению с первым качество звучания. Основное отличие стандарта DTS от Dolby Digital состоит в том, что скорость аудиоданных у DTS в три раза выше, благодаря чему появляется возможность записать звук с лучшим качеством. В результате становятся слышны все тончайшие оттенки звучания, звуковые эффекты приобретают большую выразительность.

DTS 96/24 - стандарт шестиканального звука более высокого, чем DTS, качества. Поддерживает формат звука с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бит. Совместим с форматом DTS. Декодер DTS 96/24 необходим для того, чтобы преобразовать цифровую звуковую дорожку, записанную в формате DTS 96/24, в многоканальный аналоговый звук.

DTS ES Matrix 6.1 - улучшенная версия цифрового формата DTS для построения системы домашнего кинотеатра на базе шести акустических систем. Как и в предыдущем случае используется матричный способ кодирования данных для организации центрального тылового канала.

DTS ES Discrete - единственный на сегодняшний день полноценный 6.1-канальный формат. Информация для тылового центра содержится в отдельно записанном звуковом канале.

DTS Neo:6 - музыкальный многоканальный формат, являющийся функциональным аналогом Dolby Pro Logic II. Он способен разложить двухканальный сигнал в 6-канальную конфигурацию.

DTS-HD High Resolution Audio – стандарт, предназначенный для декодирования цифровой звуковой дорожки, записанной на диске, в многоканальный аналоговый сигнал. Стандарт DTS-HD был специально разработан для видеофильмов на носителях HD DVD/Blu-Ray и телевидения высокого разрешения HDTV и обеспечивает высокое качество объемного звука. Он поддерживает неограниченное количество аудиоканалов, разрядность 24 бит, частоту дискретизации 96 кГц и полосу пропускания 3 или 6 Мбит/c, преобразует звук без потери качества (lossless), имеет возможность выводить многоканальный звук (семь и более каналов) в форматах 5.1 и стерео.

DTS-HD Master Audio – стандарт, разработанный специально для использования с видеоформатами высокого разрешения (HD DVD, Blu-Ray). Главное его преимущество - возможность использования звукового формата с кодированием без потерь (lossless). Звук в формате DTS-HD Master Audio соответствует качеству звука с DVD-Audio. DTS-HD Master Audio поддерживает разрядность 24 бит, частоту дискретизации 192 кГц, полосу пропускания до 24.5 Мбит/с., имеет возможность выводить многоканальный звук (семь и более каналов) в форматах 5.1 и стерео.

и компания

THX – формат, определивший новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего видеопросмотра. Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических - левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера - громкоговорителя специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20-80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате). Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям.

MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio – стандарт, применяющийся для записи звука на DVD видеодиски. MPEG-2 Audio и AC-3 обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных. Также MPEG-2 Audio более совместим с простыми аудиосистемами, работающими в стереорежиме.

Способ кодирования звукового материала на DVD-Audio базируется на хорошо обработанной технологии импульсно-кодовой модуляции сигнала (Linear PCM ). Этот новый формат позволяет воспроизводить с высочайшим качеством как двухканальные, так и многоканальные дорожки. Высокая чистота дискретизации и другие технологические новшества позволяют без искажений реализовать цифровые сигналы в полосе частот от 0 до 100 кГц (точнее – 96 кГц) при динамическом диапазоне 144 дБ.

В основу записей на SACD (Super Audio CD) положен принцип формирования однобитового цифрового потока, созданного на основе прямопоточного цифрового кодирования DSD (Direct Stream Digital ) с частотой дискретизации 2,8 Мгц. Количество звуковых каналов на SACD может быть от 2 до 5.

Meridian Lossless Packing (MLP , уплотнение без потерь компании Meridian) – это система кодирования без потерь, предназначенная для высококачественного аудио. Для DVD-Audio MLP осуществляет сжатие без потерь информации при числе каналов материала, достигающем 6, с разрядностью 24 бита и нормой отбора от 44.1 кГц до 192 кГц.

Circle Surround - система, являющаяся адаптацией систем Dolby специально для музыки, поскольку имеет тыловой канал c полным диапазоном частот. Современная версия системы, Circle Surround 5.2.5, может также работать в шестиканальном режиме с раздельными тыловыми каналами и каналом субвуфера. Звук, закодированный посредством системы Circle Surround (в четырехканальном режиме), полностью совместим с декодерами Dolby Pro-Logic. Кроме того, декодер Circle Surround может синтезировать объемный звук из обычного стерео.

SDDS (Sony Dynamic Digital Sound ) – цифровой формат, предназначенный исключительно для кино и в виде аудио продукции пока не встречается. Звук SDDS может быть декодирован в четыре, шесть (5.1) или восемь (7.1) каналов, в последнем случае с дополнительными левым центральным и правым центральным каналами. В формате SDDS используется звук с частотой дискретизации 44,1 кГц и применяется сжатие данных с потерями (примерно 5:1).

25.01.2007

Также известен, как:

В 1965 году американский физик и инженер Рей Долби (Ray Dolby) организовал компанию Dolby Labs в Лондоне. Он работал над идеей создания систем понижения шумов, которые позволили бы улучшить качество звучания. Технология должна была подойди как профессионалам, так и рядовой публике. С тех пор имя Dolby стало известно по всему миру, а созданные в лаборатории стандарты объемного звука используются как в кинотеатрах, так и в домах наших граждан.

Звук Dolby Digital впервые появился в кинотеатрах в 1992 с премьерой фильма Возвращение Бэтмена (Batman Returns), и с тех пор звучит почти в тысяче фильмов по всему миру, и является одной из самых современных разработок от Dolby Laboratories .

Dolby Digital 5.1 также называют AC-3 (Audio Code-3). Стандарт предусматривает шесть каналов - два спереди, два сзади, один по центру и один для сабвуфера. В отличие от Dolby Surround и Dolby Prologic , здесь полоса пропускания частот была расширена от 20 Гц до 20 кГц. 5.1 означает пять фронтальных и тыловых каналов плюс сабвуфер. Звук Dolby Digital по желанию производителя может быть записан в пяти отдельных полночастотных каналах - левый, правый, центральный, правый канал эффектов, левый канал эффектов. Кроме этого есть дополнительный канал мощных низкочастотных эффектов (LFE, low-frequency effects) которые более ощущаются нежели слушаются. Так как этот канал имеет в десятеро более узкую полосу пропускания, канал LFE называют.1

Как видно из его названия, Dolby Digital является цифровым форматом, то есть подразумевает запись звуковой информации в виде последовательности нулей и единиц. Dolby Digital отличается тем, что в этом формате предусмотрено шесть дискретных (раздельных) звуковых каналов. Их дискретность позволяет исключить возможность нежелательного просачивания звука из одного канала в другой. Канал сабвуфера также называют LFE (Low Frequency Effects - низкочастотные эффекты). Термин AC-3 означает технологию кодирования звука, при которой отбрасывается неслышимый звук, все оставшееся раскладывается по шести каналам. Соответственно для воспроизведения Dolby Digital звука необходим внешний декодер, или звуковая карта, раскодирующая 5.1 звук и оснащенная соответствующими выходами.

Этот кодер был разработан так, чтобы максимально использовать преимущества человеческой способности к звуковому маскированию, для чего он разбивает спектр аудио сигнала в каждом канале на узкие частотные полоски разного размера оптимизированные с расчетом на частотную избирательность человеческого слуха. Это позволяет очень точно отфильтровывать шум оцифровки так, чтобы он оказался очень близко по частоте к частотным компонентам полезного аудио сигнала. Путем уменьшения или даже полной ликвидации шума там, где нет маскирующего аудио сигнала, качество звука исходного сигнала субъективно не изменяется. По этому ключевому аспекту такое кодирование как AC-3 является формой очень избирательного и качественного шумоподавителя.

При переходе от аналоговой записи сигнала к записи на цифровой носитель такой как компакт-диск, обнаруживается, что цифровое кодирование аудио сигналов используемое в CD производит слишком большие объемы данных для того чтобы их эффективно хранить или передавать в электронном виде, особенно в случаях, когда необходимо кодировать несколько каналов. В результате появились новые формы цифрового кодирования аудио сигналов - известных под общим названием "perceptual coding - чувствительное (восприимчивое) кодирование" - которые были разработаны так чтобы можно было использовать низкоскоростные потоки данных с минимально ощущаемой потерей звукового качества. Примером такого алгоритма кодирования является третье поколение кодеров Dolby - AC-3.

Dolby Digital использует сжатие звука с фиксированным коэффициентом 1:2. Другими словами, какой бы звук вы не взяли, после сжатия вы получите строго определенный поток. Здесь есть свои плюсы (дисковое пространство) и минусы - поскольку качество звучания все же ухудшается. Впрочем, в результате звук занимает на DVD не столь много места, что позволяет добавить перевод на разные языки и различные бонусы. AC-3 использует 18-битовое кодирование, так что выходной поток AC-3 составляет 384 кбит/с. Для восстановления звуковой картины декодер Dolby Digital добавляет задержку в 1 мс на передние каналы, поскольку слушатель чаще всего находится ближе к задним динамикам, а не к передним. Задержка позволяет сбалансировать звуковую картину. Некоторые декодеры позволяют изменять задержку.

Звуковое сопровождение Dolby Digital может быть получено при воспроизведении лазерных дисков, дисков DVD-Video, некоторых компьютерных DVD-ROM дисков, в программах цифровых кабельних и спутниковых систем, цифровом ТВ-вещании (DTV). Обычно программы содержащие Dolby Digital отмечены специальной символикой.

Фонограмму Dolby Digital нельзя записать на обычную магнитную ленту VHS (однако в порядке эксперимента она была записана на S-VHS). Dolby Digital был выбран в качестве стандарта для телевидения высокой четкости. Dolby Digital может передаваться и с помощью системы цифрового спутникового телевидения, хотя в этом случае для приема звукового сигнала вам понадобится специальный цифровой ресивер системы Dolby Digital.

Главное преимущество стандарта заключается именно в том, что Dolby Digital стал стандартом объемного звука на DVD. В описании стандарта DVD говорится, что на диске не может использоваться других звуковых технологий, если на нем нет отдельной дорожки с Dolby Digital. Так что вы никогда не найдете диск с одним лишь DTS. Поэтому Dolby Digital универсален.

Предшественники стандарта Dolby Digital:


  • Dolby Surround - три канала, два для звука спереди, один для звука сзади. Диапазон пропускаемых частот от 100 Гц до 7 кГц.
  • Dolby Pro Logic - улучшение Dolby Surround, благодаря увеличению числа каналов до четырех, включая центральный канал, и использованию одного или двух элементов для тылового звука.

Звуковые дорожки Dolby Digital имеют очень широкий динамический диапазон между тихими и громкими пассажами. При полной громкости вы можете слышать дрожание обеспечивающее настоящее ощущение конотеатра. Однако, поздно ночью, громкие звуки звуковой дорожки фильма могут вызывать раздражение других членов вашей семьи или соседей. Но если вы понизите общую громкость чтобы "восстановить мир и спокойствие", то диалоги могут быть очень плохо слышны, а окружающий звук пропадет совсем. Что вам действительно хотелось бы в такой ситуации, это уменьшить громкие эффекты, увеличить громкость тихих пассажей и оставить громкость диалогов. Именно это и позволяет делать система управления динамическими диапазонами Dolby Digital. Для прослушивания с небольшой громкостью, она применяет динамическую компрессию диапазонов, сохраняя тихие звуки, предотвращая черезчур громкие эффекты и сохраняя громкость диалогов. Чтобы облегчить понимание этой функции производители оборудования Dolby Digital назвали её Midnight Mode (ночной режим)

Кодер Dolby Digital способен обработать входной сигнал с, по крайней мере, 20-ти разрядным динамическим цифровым сигналом с диапазоном частот от 20 до 20000 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 20300 Гц).
Низкочастотный канал покрывает диапазон от 20 до 120 Гц ±0.5 дБ (-3 дБ на 3 и 121 Гц).
Частота дискретизации в 32, 44.1 и 48 кГц.
Ширина выходного потока данных от 32 кбит/сек для одного монофонического канала, до максимума в 640 кбит/сек.
Типичными являются скорости в 384 кбит/сек для "5.1" канального Dolby Digital потребительского формата, и 192 кбит/сек для двух канальной передачи звука.

(AC-3, ATSC A/52) (До́лби Ди́джитал) - система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» («Dolby Labs»), руководимой Реем Долби, пионером аудио- и видеопромышленности.

Формат стандартизирован Advanced Television Systems Committee, ему присвоен код A/52, Dolby Digital (DD) является торговой маркой.

Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объёмного цифрового звука . Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные «разделённые» левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия, создавая объём. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.

В киноиндустрии звуковая дорожка Dolby Digital кодируется оптически прямо на киноленту в промежутках между перфорационными отверстиями. Размещение цифровой звуковой дорожки на том же носителе, что и фильм, позволяет ей сосуществовать вместе с аналоговой дорожкой без привлечения дополнительных носителей данных, а также обеспечивает абсолютную синхронность изображения и звука.

Система пространственного звучания Dolby Digital поддерживает 6 каналов:

  • передние левый и правый
  • передний центральный
  • тыльные левый и правый
  • сабвуфер

Таким образом, в общей сложности Dolby Digital подходит для воспроизведения объемного звучания формата 5.1.

Сжатие данных

Один двухчасовой фильм требует порядка четырех гигабайт для одной только звуковой дорожки, если аудиоданные не сжаты. Двухслойный DVD имеет емкость в общей сложности порядка 8 ГБ. Поэтому сжатие аудиоданных очень важно. Вместе с тем, при сжатии аудио постоянно возникают потери. Для сжатия часто применяется метод AC-3. Как и другие методы сжатия аудиоданных, AC-3 удаляет звуки, не воспринимаемые человеческим слухом, сокращая за счет этого количество сохраняемой информации.

Битрейт в AC-3 достигает от 32 до 640 Кбит/с. В кинотеатре битрейт Dolby Digital составляет 329 Кбит/с, на DVD со звуком 5.1 - 384 или 448 Кбит/с.

Технологии Dolby Digital

Dolby Digital EX

EX - это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 7.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, двух тыловых объёмного звучания и двух фронтальных объёмного звучания.

Dolby Digital Surround-EX

Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.

Dolby Digital Live

Dolby Digital Live (DDL) - технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF(оптическому или коаксиальному). Её использование позволяет избавиться от ограничений, из-за которых по цифровым интерфейсам могли передаваться только уже готовые (т.е. хранящиеся закодированными в формат AC3 или DTS) многоканальные дорожки, обычно являющиеся звуковым сопровождением фильмов), а в играх возможности цифрового выхода ограничивались обычным стереозвуком.

Dolby Digital Plus

Компании MIPS Technologies и Dolby Laboratories представили новую технологию построения звука для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости, например HD DVD и Blu-ray проигрыватели. Аудио-технология получила название Dolby Digital Plus и сможет использоваться в микропроцессорных ядрах MIPS32.

Также Dolby Digital Plus позволит повысить качество записи звукового контента на HD DVD и Blu-ray Disk носители, благодаря поддержке еще большего количества каналов, нежели это было возможно с Dolby Digital. Компании представят разработчикам SoC-решений (System-on-Chip) разновидности интегрированного кодека Dolby Digital Plus на основе ядра MIPS.

Особенности:

  • Многоканальный звук с независимыми каналами
  • Поддерживается до 7.1 каналов* и возможность наличия нескольких аудио программ в одном потоке
  • Вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами
  • Максимальная скорость потока до 6 Mbps
  • Битрейт от 3 Mbps на HD DVD и до 1.7 Mbps на Blu-ray Disc
  • Поддерживается HDMI
  • В одном потоке может содержатся материал на разных языках
  • Новые возможности при кодировании для аудио профессионалов
  • Сохранение высокого качества на более эффективных для радиовещания скоростях передачи данных (200 Kbps для 5.1 каналов)

Dolby Digital Plus поддерживает больше 8 аудио каналов. Стандарты HD DVD и Blu-ray Disc сейчас ограничивают это число до 8.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray.

Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами.

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом:

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.